Авторы
- Петряева Елена Юрьевна кандидат педагогических наук
- Михайлова Светлана Владиславовна кандидат филологических наук
- Кириченко Елена Борисовна кандидат педагогических наук
- Маннанова Елена Анатольевна кандидат психологических наук
Аннотация
Развитие альтернативного образования в России и мире набирает обороты, все больше семей выбирают для своих детей альтернативные формы обучения вне стен школы. Педагогическое поле альтернативного образования непрерывно трансформируется: одни виды практик исчезают, рождаются новые. Такой новой практикой в альтернативном образовании в России являются А-проекты (А-школы). Эта группа практик альтернативного образования пока немногочисленна, но активно развивается и требует научного осмысления. Цель исследования — представление содержательно-смыслового наполнения понятия и особенностей А-проектов для школьников как одной из практик альтернативного образования. Для достижения цели исследования были использованы теоретические и социологические методы (интервью, анализ мастерских руководителей А-проектов, экспертная дискуссия).
В статье представлен теоретический анализ содержательно-смыслового наполнения понятия А-проект, девять аспектов понимания его сущности участниками исследования, а именно: 1) создатели А-проектов, 2) цели образования в А-проектах, 3) образовательные результаты, 4) субъектность; 5) организация процесса образования; 6) А-проекты как сообщества, 7) родители в А-проектах, 8) отношение к промежуточной и итоговой аттестации, 9) педагог и его образование. Научная значимость исследования состоит во введении в научный оборот понятия «А-проект» как практики альтернативного образования, в активизации научных исследований и дискуссии данного феномена. Практическая значимость исследования заключается в его вкладе
в изучение вопросов развития альтернативного образования в контексте России, в формировании модели для политиков, которые ищут инновационные практики, способствующие развитию национальной системы образования.
Как ссылаться
Петряева, Е. Ю., Михайлова, С. В., Кириченко, Е. Б. & Маннанова, Е. А. (2025). А-ПРОЕКТЫ КАК ПРАКТИКА АЛЬТЕРНАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: К УТОЧНЕНИЮ ФЕНОМЕНА Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 19 (1), 58. https://doi.org/10.24412/2076-9121-2025-1-58-75
Список литературы
1.
1. Петряева, Е. Ю., Суменкова, Ю. И., Федоровская, М. Н., и Козиниченко, И. В. (2024). Проблемы статистического учета заочного, очно-заочного и семейного образования в России. Вестник Мининского университета, 12(4), 4–23. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-4-4
2.
2. Rudge, L. (2021). The Growth of Independent Education Alternatives in New Zealand. International Journal of Progressive Education, 17(6), 324–354. https://doi.org/10.29329/ijpe.2021.382.22
3.
3. Xu, W., & Spruyt, B. (2022). ‘The road less travelled’: towards a typology of alternative education in China. Comparative Education, 58(4), 434–450. https://doi.org/10.1080/03050068.2022.2108615
4.
4. Goldshmidt, G. (2021). Three streams in alternative education: a philosophical, pedagogical, and practical comparison between democratic, waldorf, and montessori education. European Journal of Alternative Education Studies, 6(1). https://doi.org/10.46827/ejae.v6i1.3563
5.
5. Gök, S., & Akar, H. (2023). Being a Pioneering Alternative School in Turkey: Values, Pedagogical Practices, and Challenges. Education and Science, 48(216), 139–160.
http://dx.doi.org/10.15390/EB.2023.11778
6.
6. Петряева, Е. Ю. (2023). Альтернативное школьное образование: подходы к определению понятия. Общество: социология, психология, педагогика, 12, 131–138.
https://doi.org/10.24158/spp.2023.12.18
7.
7. Kuyvenhoven, J., & Boterman, W. R. (2021). Neighbourhood and school effects on educational inequalities in the transition from primary to secondary education in Amsterdam.
Urban Studies, 13(58), 2660–2682. https://doi.org/10.1177/0042098020959011
8.
8. Wilson, D., & Bridge, G. (2019). School choice and the city: Geographies of allocation and segregation. Urban Studies, 15(56), 3198–3215. https://doi.org/10.1177/0042098019843481
9.
9. Prieto, L. M., Aguero-Valverde, J., Zarrate-Cardenas, G., & Van Maarseven, M. (2018). Parental preferences in the choice for a specialty school. Journal of School Choice, 2(13), 198–227. https://doi.org/10.1080/15582159.2018.1442087
10.
10. Rohde, L. A., Campani, F., Oliveira, J. R. G., Rohde, C. W., Rocha, T., & Ramal, A. (2019). Parental Reasons for School Choice in Elementary School: A Systematic Review. Journal
of School Choice, 3(13), 287–304. https://doi.org/10.1080/15582159.2019.1643970
11.
11. Calsamiglia, C., Fu, C., & Güell, M. (2020). Structural estimation of a model of school choices: The Boston mechanism versus its alternatives. Journal of Political Economy, 2(128), 642–680. https://doi.org/10.1086/704573
12.
12. Johnson, G. M. (2005). Instructionism and Constructivism: Reconciling Two Very Good Ideas. International Journal of Special Education, 24(3), 90–98.
13.
13. Sawyer, R. K. (2005). The new science of learning. In: The Cambridge Handbook of the Learning Sciences, 1, 1–16. https://www.academia.edu/945990/The_Cambridge_handbook_of_the_learning_sciences
14.
14. Петряева, Е. Ю., Агеева, Н. С., и Яшина, И. А. (2023). Сравнительный анализ развития альтернативного школьного образования в крупных городах России. Вестник
МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 17(2), 10–33. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.2.01
15.
15. Korn, C. V. (1991). Alternative American schools: Ideals in action. State University of New York Press, 170 p.
16.
16. Иллич, И. (2006). Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир. Москва: Просвещение. 160 с.
17.
17. Sliwka, A. (2008). The Contribution of Alternative Education. OECD. Innovating to Learn, Learning to Innovate, 93–113. Paris: OECD Publishing. https://doi.org/10.1787/9789264047983-6-en
18.
18. Эпштейн, М. М. (2013). Альтернативное образование. Практическое пособие. Санкт-Петербург: Образовательные проекты. 108 с.
19.
19. Вафина, Д. И. (2014). Сущностно-содержательная характеристика понятия «Альтернативное образование» в контексте российских и американских исследований.
Современные проблемы науки и образования, 2, 196–204.
20.
20. Nemeth, L. (2022). Alternative Pedagogies and Language Learning in 2023. BookR class. https://bookrclass.com/blog/alternative-pedagogies/
21.
21. Кичерова, М. Н., и Трифонова, И. С. (2023). Принципы экосистемного подхода: возможности для моделирования образовательной экосистемы. Science for Education
Today, 13(3), 45–72. http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2303.03
22.
22. Bertron, C., Bouron, S., Carcassonne, M., & Rozier, S. (2022). Les alternatives scolaires face à l’école publique: concurrence ou complémentarité? Terrains & travaux, 41(2), 5–26. https://doi.org/10.3917/tt.041.0005
23.
23. Martell, Y. (2022). Une scolarité «alternative» pour retrouver sa classe? Les logiques sociales du choix d’un lycée expérimental en France. Terrains & travaux, 41(2), 49–69.
https://doi.org/10.3917/tt.041.0049.
24.
24. Hartkamp, P. (2016). Beyond coercive education: A Plea for the Realisation of the Rights of the Child in Education. Quantum Company. 152 p.
25.
25. De Silva, M., Woods, O., & Kong, L. (2020). Alternative education spaces and pathways: Insights from an international Christian school in China. Area, 52(4), 750–757.
26.
26. Бокова, Т. Н. (2017). Альтернативные школы США как постмодернистский дидактический проект. Москва: Институт эффективных технологий. 192 с. ISBN 978-5-904212-43-8.
27.
27. Петряева, Е. Ю., и Домрачева, С. Н. (2024). Альтернативное образование в мегаполисах России. Перспективы науки и образования, 4(70), 758–773. https://doi.org/10.32744/pse.2024.4.46
28.
28. Данилова, И. С., Орехова, Е. Я., и Шайденко, Н. А. (2018). Школа, семья, родительство за рубежом: попытка теоретико-методологического обоснования в сравнительном исследовании. Известия Российской академии образования, 1(45), 76–83.