Авторы
- Хорошавина Екатерина Владимировна кандидат педагогических наук
Аннотация
Важную роль в формировании общественного и индивидуального сознания, а также культурного и образовательного становления личности играют
учреждения культуры: музеи, театры, выставочные и культурные центры, а также общедоступные библиотеки. Статья посвящена проблеме определения механизмов становления социокультурной инклюзии в библиотеках, обслуживающих детей, отражению ключевых звеньев этого процесса и установлению их взаимосвязей. На основе теоретического анализа, в том числе данных раннее проведенного эмпирического исследования, разработана модель инклюзивного социокультурного пространства детских, детско-юношеских, публичных библиотек, обслуживающих детей. Автор дает обоснование модели, выделяет ее основные компоненты: организационный компонент; предметно-пространственная организация среды; деятельностная организация среды; социальная организация среды. В статье не только представлено содержание компонентов, но и описана их взаимосвязь. Приведены ключевые условия реализации модели, дано ее схематичное оформление. Ключевым условием создания инклюзии в библиотеках автор считает их готовность к принятию основных ценностей и принципов инклюзии, ведущая роль в обеспечении этого процесса отводится сотрудникам этих учреждений. От уровня их профессиональных компетенций зависит успешность социализации детей, имеющих физические и/или психические особенности развития. Завершая описание модели инклюзивного социокультурного пространства библиотек, обслуживающих детей, автор отмечает, что ее структуру можно использовать как для общедоступных библиотек, так и для других учреждений культуры, дополняя и адаптируя содержание их деятельности. В завершении статьи приводятся пути дальнейших исследований на основе выделенных трудностей становления инклюзивного социокультурного пространства библиотек, обслуживающих детей.
Как ссылаться
Хорошавина, Е. В. (2025). МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА БИБЛИОТЕК, ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ДЕТЕЙ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 19 (3), 178. https://doi.org/10.24412/2076-9121-2025-3-178-195
Список литературы
1.
1. Анастази, А. (2001). Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. Москва: Эксмо-Пресс. https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_000708289/
2.
2. Приходько, О. Г., Левченко, И. Ю., Екжанова, Е. А. и др. (2018). Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям: монография. Москва: Парадигма. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32831622
3.
3. Ткачева, В. В. (2017). Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебник. Москва. https://znanium.ru/catalog/document?id=219480
4.
4. Ушакова, Е. В. (2023). Приемная семья как психосоциальная и профессиональная структура по воспитанию и реабилитации детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Монография. Москва: Парадигма. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54265517
5.
5. Мануйлова, В. В., и Гусейнова, А. А. (2022). Ретроспективный анализ существующих подходов к социализации и адаптации детей с нарушениями развития к образовательной организации. В Адаптация детей с нарушениями развития к образовательной организации. Монография (с. 8–15). Москва: МГПУ. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50301028
6.
6. Корнюшина, Е. О., и Дробышевская, Н. В. (2024). Инклюзивный театр как один из видов современного театрального искусства. Тенденции развития науки и образования, 106(3), 28–31. https://elibrary.ru/item.asp?id=67920204
7.
7. Мацукевич, О. Ю. (2013). Ресоциализация молодых инвалидов в условиях творческой деятельности. Вестник МГУКИ, 2(52), 130–134. https://cyberleninka.ru/article/n/resotsializatsiya-molodyh-invalidov-v-usloviyah-tvorcheskoy-deyatelnosti
8.
8. Назаров, М. В. (2020). Библиотека и люди с ограниченными возможностями здоровья. Результаты исследования. Научные и технические библиотеки, 8, 51–62. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-8-51-62
9.
9. Наумова, Ю. Н. (2022). Инклюзивное направление в библиотеке: от целей к реализации (опыт Российской государственной библиотеки для молодежи). Информационный бюллетень РБА, 169–172. https://rgub.ru/professional/published/article.php?article_id=392
10.
10. Рыкова, Е. А. (2024). Доступная среда в социокультурном музейном пространстве. Проблемы современного педагогического образования, 85(4), 358–360. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=80335152
11.
11. Bresnahan, M. (2022). Library Diversity and Inclusion Statements in Action. Journal of Library Administration, 62(4), 419–437. https://doi.org/10.1080/01930826.2022.2057125
12.
12. D’Angelo, I., Giaconi, C., Del Bianco, N., Borsini, L., Ceccacci, S., & Shogren, K. (2024). Museum accessibility and people with disabilities: the challenge of co-designing pathways. Giornale italiano di educazione alla salute, sport e didattica inclusiva, 8, 1–21.
https://u-pad.unimc.it/bitstream/11393/334511/1/D_Angelo%20et%20al._museum-accessibility_2024.pdf
13.
13. Nijkamp, J., & Cardol, M. (2020). Diversity, opportunities, and challenges of inclusive theatre. Journal of Social Inclusion, 11(2), 20–32. https://pdfs.semanticscholar.org/d687/e928e023fcddb4c818926f9a08f29b366c73.pdf
14.
14. Кларин, М. В. (2019). Инновационные образовательные практики как инициативы в сфере дополнительного образования детей и молодежи. ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика, 6, 31–48. https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyeobrazovatelnye-praktiki-kak-initsiativy-v-sfere-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-imolodezhi
15.
15. Медведева, Е. А. (2020). Теоретические основы субъектно-художественного подхода в социокультурном развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Монография. Москва: Перо. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45803036
16.
16. Евтушенко, И. В. (2020). Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с системными нарушениями речи в процессе музыкального воспитания. Москва: МПГУ. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44126471
17.
17. Екжанова, Е. А. (1989). Формирование изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва. https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_000129241/
18.
18. Медведева, Е. А., Журавлева, Ж. И., и Павлова, А. С. (2018). Инклюзивное художественно-развивающее пространство дополнительного образования как путь социализации личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Монография. Москва: МГПУ. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41671933
19.
19. Хорошавина, Е. В. (2022). Инклюзивное социокультурное пространство общедоступных библиотек для детей с ограниченными возможностями здоровья. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2(106), 160–172.
https://doi.org/10.24412/1997-0803-2022-2106-160-172
20.
20. Шулекина, Ю. А. (2019). Возможности зрительного восприятия младших школьников с различными вариантами психического дизонтогенеза для чтения учебника. В Психодидактика современного учебника: преемственность традиций и векторы развития. Сб. науч. ст. (с. 212–220). Москва: Мнемозина. https://elibrary.ru/item.asp?id=37072921
21.
21. Koeding, J., Velasquez, D. L., & Price, D. (2017). Public libraries and access to them for children with disabilities and their families: a proposed inclusive library model. Journal of the Australian Library and Information Association, 66(2), 96–115. https://doi.org/10.1080/24750158.2017.1298399
22.
22. Kulikauskienė, K., & Liukineviciene, L. (2020). The Theoretical Model of an Inclusive Library for People with Disabilities and its Practical Implementation. Izzivi prihodnosti, 5(2), 79–101. https://www.researchgate.net/publication/342092123_The_Theoretical_Model_of_an_Inclusive_Library_for_People_with_Disabilities_and_its_Practical_Implementation
23.
23. Хорошавина, Е. В. (2023). Инклюзивное социокультурное пространство библиотек — взгляд со стороны детей и их родителей. В Книга. Культура. Образование. Инновации. Сб. докл. Седьмого Междунар. проф. форума Судак – Сочи – Транзит (с. 184–188). Сочи: ГПНТБ России. https://doi.org/10.33186/978-5-85638-261-6-2023-184-188
24.
24. Лопатина, Н. В. (2023). Тифлопространство книжной культуры. Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития. Материалы XVI Белорусско-Российской науч. конф. (с. 319–324). Москва: Наука. https://doi.org/10.52929/9785604821893_319
25.
25. Березина, А. В. (2022). Библиотечные занятия: эффективность решения задачи социализации школьников. В Предупреждение и преодоление дезадаптации несовершеннолетних — центральная проблема социальной педагогики. Материалы 3-й Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет, 76–79. https://elibrary.ru/item.asp?id=48643368

