Критерии оценки эффективности педагогических технологий тьюторской деятельности в современной образовательной организации

В статье рассматриваются критерии оценки эффективности педагогических тех­нологий, используемых в тьюторской практике, с выделением сфер деятельности (социально-образовательной и культурной), направлений деятельности (тьюторство в системе дополнительного образования; в поликультурной образовательной среде; в инклюзивном образовании; тьюторское сопровождение профилактики аддиктивно-го поведения), содержания деятельности. В статье представлен критериально-оце­ночный механизм педагогических технологий тьюторской деятельности, соотнесен­ный с профессиональным стандартом тьюторского сопровождения […]

Диалектические структуры сказки в зоне ближайшего развития ребенка

В статье анализируется способность детей дошкольного возраста понимать диа­лектические структуры сказки. В исследовании показано, что в процессе клиниче­ской беседы с использованием таких средств, как наглядная модель и диалектиче­ская схема, можно выявить зону ближайшего развития диалектического мышления дошкольников. Автор делает вывод о том, что сказка является ресурсом развития диалектического мышления, который может быть полноценно освоен при […]

Развитие самоидентичности юношей и девушек различных гендерных групп

Статья посвящена исследованию влияния развития самоидентичности юношей и девушек 15-17 лет на аспекты их личностной сферы, связанные с тендерными осо­бенностями. Проведено эмпирическое исследование, показывающее наличие данной взаимосвязи, которая проявляется в различиях распределения по тендерным труп­пам, социометрическому статусу, уровню тревожности подростков с теми или ины­ми тендерными особенностями до и после прохождения развивающей тренинтовой работы; а также […]

Сложность задачи и трудность ее решения

В статье рассматривается проблема соотнесения объективной сложности мысли­тельной задачи с субъективно переживаемой трудностью ее решения. Новизна и зна­чимость темы связаны с эмпирической разработкой факторов сложности и трудности в контексте смысловой теории мышления и теории проблемных ситуаций. Показано, что сложность определяется характеристиками условий задачи, задающими неоче­видность решения. Трудность связана с новизной, обобщенностью, интересом к за­данию у […]

Задания коммуникативного характера как интерактивная форма подготовки учителя риторики

В статье рассматривается вопрос о возможности использования заданий комму­никативного характера в процессе подготовки студентов к профессиональной педа­гогической деятельности. Автор относит к интерактивным методам обучения на за­нятии в вузе задания коммуникативного характера — риторические задачи и игры — и считает их эффективными для подготовки учителя риторики для начальной школы