Главная Выпуски №3 (53)

Нужна ли современная литература в школе: мнения участников образовательной деятельности

Педагогическое образование , УДК: 373.016:82 DOI: 10.25688/2076-9121.2020.53.3.02

Авторы

  • Борусяк Любовь Фридриховна кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ, доцент НИУ ВШЭ. E-mail: lubovbor@gmail.com

Аннотация

В статье анализируется отношение субъектов литературного образования к препо­даванию современной литературы в школе. Главными достоинствами использования современной литературы на уроках участники исследования считают ее актуальность, возможность сделать уроки более интересными, научить школьников самостоятельно анализировать тексты, не являющиеся каноническими. Статья основана на проведенных нами фокус-группах со школьниками и студентами, интервью с учителями литературы, а также на эссе студентов о современной литературе в школе.

Как ссылаться

Борусяк, Л. Ф. (2020). Нужна ли современная литература в школе: мнения участников образовательной деятельности Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», №3 (53), 19-32. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2020.53.3.02
Список литературы
1. Асонова Е. А. Классика в зеркале современной литературы // Детские чтения. № 1 (2019). С. 307-315.
2. Асонова Е. Не подсовывайте детям «Грозу», «Обломова» или «Евгения Оне­гина» // Вести образования. 18.09.2019. URL: https://vogazeta.ru/articles/2019/9/18/ teenager/9460-kak_uvlech_podrostkov_chteniem_uchenye_dali_pyat_sovetov_roditelyam (дата обращения: 15.01.2020).
3. Бегларян Г. Когда литература стала современной и интересуется ли ей наше поколение? // Современный литературный поток в школьном образовательном про­цессе: сб. науч. ст. по итогам 1Х Междунар. науч.-практ. конф. «Педагогика тек­ста -2017» / под ред. Т. Г. Галактионовой, Е. И. Казаковой. СПб.: ЛЕМА, 2018. С. 67-68.
4. Борусяк Л. Ф. Классическая школа, неклассические дети // Чтение совре­менного школьника: программное, свободное, проблемное: колл. моногр. / под ред. Е. С. Романичевой, Е. А. Асоновой. М.: Совпадение, 2016. С. 49-61.
5. Борусяк Л. Школьная литература: почему ее не любят школьники. По резуль­татам исследования российских школьников и студентов // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2017. Т. 125. № 3-4. С. 187-196.
6. Галактионова Т. Г., Мокшина Ю. Л. Размышления старшеклассников о совре­менной литературе. // Современный литературный поток в школьном образователь­ном процессе: сб. науч. ст. по итогам 1Х Междунар. науч.-практ. конф. «Педагогика текста - 2017». С. 20-21.
7. Гаспаров М. Л. Столетие как мера, или Классика на фоне современности // Гаспаров М. Л. Филология как нравственность: статьи, интервью, заметки. М.: Фортуна ЭЛ, 2012. С.158-162.
8. Гутов А. Г. Классическая и современная литература в школе // Литература в школе. 2016. № 6. С. 8-10.
9. Кабанова К. Нужно ли изучать современную литературу в школе или школь­ное образование должно ограничиться классическими образцами? // Современный литературный поток в школьном образовательном процессе: сб. науч. ст. по итогам 1Х Междунар. науч.-практ. конф. «Педагогика текста - 2017». С. 69-70.
10. 10. Классика и классики в социальном и гуманитарном знании. М.: Новое лите­ратурное обозрение, 2009. 536 с.
11. 11. Ковалев Б. К вопросу о необходимости массового изучения современной лите­ратуры // Современный литературный поток в школьном образовательном процессе: сб. науч. ст. по итогам 1Х Междунар. науч.-практ. конф. «Педагогика текста - 2017».
12. С. 71-73.
13. 12. Ланин Б. А. Современная литература в школе XXI века // Проблемы современ­ного образования. 2010. № 5. С. 55-60.
14. 13. Павловец М. Г. Литература в школе: сочинение предмета // Новый мир. 2018. № 11. С. 170-178.
15. 14. Павловец М. Г. Формирование историзма восприятия произведений словес­ности и современная литература // Чтение современного школьника: программное, свободное, проблемное: колл. моногр. / под ред. Е. С. Романичевой, Е. А. Асоновой. М.: Совпадение, 2016. С. 61-72.
16. 15. Пугач В. Е., Лебедева С. С., Раппопорт Р. В. Список - учитель. Учитель -ученик. Список - ученик. По следам работы проектной группы // На путях к новой школе. 2012. № 2. С. 89-93.
17. 16. Раппопорт Р. В. Современный литературный поток в читательских проектах (на материале образовательного атласа «100 проектов про чтение - 2017») // Совре­менный литературный поток в школьном образовательном процессе: сб. науч. ст. по итогам 1Х Междунар. науч.-практ. конф. «Педагогика текста - 2017». С. 48-50.
18. 17. Романичева Е. С. «Современная литература не входит в круг чтения школь­ников»: миф и/или реальность? // Современный литературный поток в школьном образовательном процессе: сб. науч. ст. по итогам 1Х Междунар. науч.-практ. конф. «Педагогика текста - 2017». С. 51-53.
19. 18. Хобсбаум Э. Эпоха крайностей: Короткий двадцатый век (1914-1991). М.: Независимая газета, 2004. 632 с.
Скачать файл .pdf 346.85 кб