Главная Выпуски 2017, №1 (39)

Конструктивистский подход к интерпретации социокультурных практик (на примере педагогических наук)

История педагогического и психологического образования

Авторы

  • Турыгин Александр Александрович кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Института гуманитарных наук и социальных технологий Костромского государственного университета. E-mail: aturigin@mail.ru

Аннотация

В статье идет речь о современных тенденциях образования, методологии кон­структивизма и дефиниции «социокультурные практики» в современных гумани­тарных науках. Анализируются философские подходы к анализу феномена «прак­тик», в том числе в педагогической литературе. Акцент поставлен на интерпретации социокультурных практик с позиций философского конструктивизма. Рассматри­ваются эксплицитные возможности и перспективы социокультурных практик в срав­нении с традиционными подходами в педагогике с точки зрения деятельностного подхода. Анализируются труды современных философов и педагогов.

Как ссылаться

Турыгин, А. А. (2017). Конструктивистский подход к интерпретации социокультурных практик (на примере педагогических наук) Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 2017, №1 (39),
Список литературы
1. Абушенко В.Л. Социология культуры, культурсоциология // Социология: энциклопедия / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск: Книжный Дом, 2003. 433 с.
2. Гирц К. Влияние концепции культуры на концепцию человека // Антология исследований культуры. Т. 1: Интерпретация культуры. СПб.: Университетская кни­га, 1997. 566 с.
3. Гирц К. Интерпретация культур: пер. с англ. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 623 с.
4. Гребенникова В.М.., Игнатович В.К., Игнатович С.С. Принцип событийности в организации социокультурных практик учащихся как проектных единиц их инди­видуальных образовательных маршрутов // Историческая и социально-образователь­ная мысль. 2015. T. 7. № 5. Ч. 1. С. 112-134.
5. Деннет Д.К. Почему каждый из нас является новеллистом // Вопросы фило­софии. 2003. № 2. С. 126-127.
6. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. 344 с.
7. Иванова Н.А. Социальные практики: условие возможности, сущность и многообразие форм // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 17 (346). С. 76-82.
8. Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001. 233 с.
9. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М., 1974.
10. 267 с.
11. 10. Келле В.Ж. Культура и Социальность // Постижение культуры. Концепции. Дискуссии. Диология. М., 1999. С. 34-48.
12. 11. Кимберг А.Н. Одиночество гуманистов // В поисках гуманистической реаль­ности: сб. науч. тр. / науч. ред. В.П. Бедерханова. Краснодар: Кубан. гос. ун-т., 2007.
13. С. 98-113.
14. 12. Конструктивизм в теории познания / Рос. акад. наук, Ин-т философии; отв. ред. В.А. Лекторский. М.: ИФРАН, 2008. 322 с.
15. 13. Крылова Н.Б. Культурные практики // Новые ценности образования. Антро­пологический, деятельностный и культурологический подходы: тезаурус / под. ред. Н.Б. Крыловой. 2005. № 5 (24). С. 34-56.
16. 14. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Ч. 1: Современное детство и инновации в дошкольном образо­вании. Дубна, 1997. 156 с.
17. 15. Манхейм К. О специфике культурно-социологического познания // Избран­ное. Социология / пер. с нем. А.В. Дранова; под ред. Е.О. Тучкова. М.; СПб.: Универ­ситетская книга, 2000. 244 с.
18. 16. Маркарян Э.С. Системное исследование человеческой деятельности //
19. Вопросы философии. 1972. № 10. С. 76-89.
20. 17. Матурана У., Варела Ф. Введение // Матурана У., Варела Ф. Древо познания. М., 2001. 566 с.
21. 18. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999. 608 с.
22. 19. Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1955. 800 с.
23. 20. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Пси­хология человека: Введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 376 с.
24. 21. Тарасов С.В. Философия современной школы // Образование XXI века: проблемы, прогнозы, модели, проекты. СПб., 1998. С. 55-67.
25. 22. Улановский A.M. Конструктивистская парадигма в гуманитарных науках // Эпистемология & Философия науки. 2006. № 4. С. 112-134.
26. 23. Черданцева И.В. Проблема «Я» и способы ее решения в философских уче­ниях раннего буддизма и Д. Деннета // Известия АГУ. 2003. № 4 (30). С. 85-88.
27. 24. Чередниченко Н.А. Развитие социокультурного опыта современных детей в ус­ловиях негосударственного образовательного учреждения на основе модели образова­ния в культуре // Развитие личности в образовательных системах: материалы докладов
28. XXIX Международных психолого-педагогических чтений. Ч. 1. Ростов-н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. С. 60-61.
29. 25. Черткова Е.Л. Социальный конструктивизм и социальное конструирова­ние // Конструктивизм в теории познания / Рос. акад. наук, Ин-т философии; отв. ред. В.А. Лекторский. М.: ИФРАН, 2008. С. 117-132.
30. 26. Hoffmann H. Zukunft ist ein kulturelles Programm // Brockhaus Kunst-und Kulturgeschichte. Bd. 1. Mannheim: Brockhaus, 1997. S. 11-14.
31. 27. Gergen K.J. The Saturated Self: Dilemmas of Identity in Contemporary Life. N. Y., 1991.244 p.
Скачать файл .pdf 314.47 кб