Главная Выпуски № 2 (56)

Формирование готовности учителей общеобразовательных школ к работе с интеллектуально-одаренными учащимися

Проблемы профессиональной подготовки , УДК: 37.015.325 DOI: 10.25688/2076-9121.2021.56.2.04

Авторы

  • Карпова Светлана Ивановна доктор педагогических наук, профессор
  • Савенкова Татьяна Дмитриевна кандидат педагогических наук

Аннотация

Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью поиска эффективных путей формирования готовности учителей общеобразовательных школ муниципальной системы образования к деятельности по выявлению, обучению и развитию интеллектуально-одаренных учащихся. Как свидетельствует практика, школьные учителя испытывают серьезные трудности в области использования диагностических методик и развивающих технологий обучения одаренных учащихся, разработки авторских программ преподаваемых дисциплин, организации разнообразных форм учебной и внеучебной деятельности, поэтому нуждаются в профессиональной помощи и сопровождении ученых — специалистов в области развития детской одаренности. Цель: разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения формирования готовности учителей к работе с интеллектуально-одаренными учащимися в условиях социально-педагогического партнерства муниципальной общеобразовательной школы и ученых, педагогов и психологов — специалистов в области развития детской одаренности. Методы исследования: теоретический анализ (ретроспективный, сравнительно-сопоставительный, анализ и обобщение педагогического опыта); эмпирические (наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент, статические методы). Выборка исследования составила 315 человек (35 учителей и 280 учащихся). Разработанная и реализованная под научным руководством профессора А. И. Савенкова программа психолого-педагогического сопровождения способствовала повышению уровня профессионально-личностной готовности учителей к работе с интеллектуально-одаренными учащимися, развития у учащихся креативности, общего и социального интеллекта и, как следствие, увеличению количества школьников — победителей и призеров предметных олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов. Представленные в статье материалы позволяют выстроить систему психолого-педагогического сопровождения деятельности учителей по выявлению, обучению и развитию интеллектуально-одаренных учащихся в условиях социально-педагогического партнерства органов управления муниципальным образованием, общеобразовательных школ и ученых — специалистов в области развития детской одаренности.

Как ссылаться

Карпова, С. И. & Савенкова, Т. Д. (2021). Формирование готовности учителей общеобразовательных школ к работе с интеллектуально-одаренными учащимися Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», № 2 (56), 60-83. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2021.56.2.04
Список литературы
1. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991. 79 с. [Электронный ресурс] // Diplomba — бесплатный информационный портал для студентов. URL: http://diplomba.ru/work/101197 (дата обращения: 08.08.2006).
2. Голубичная Е. В. Особенности организации подготовки педагога к работе с одарёнными детьми в муниципальной системе образования [Электронный ресурс] // Педагогика и психология образования. 2019. No 1. С. 98–112. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37278556& (дата обращения: 02.11.2019).
3. Кашапов М. М. Подготовка учителя к работе с одаренными обучаемыми [Электронный ресурс] // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». 2016. Т. 16. С. 3–13. URL: https://izvestiapsy.isu.ru/en/article/file?id=634 (дата обращения: 29.11.2016).
4. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: монография. М.: Российская акад. образования, 2008. 478 с. [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Bookskeeper.ru. URL: https://bookskeeper.ru/knigi/psihologiya-filosofiya/157482-vozrastnaya-odarennost-i-individualnye-razlichiya.html (дата обращения: 07.10.2003).
5. Матюшкин A. M., Яковлева Е. Л. Учитель для одаренных [Электронный ресурс] // Общественные движения и социальная активность молодежи: матлы Всесоюз. науч. конф. «Человек в системе общественных отношений». М.; Краснодар, 1991. С. 192–202. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001592918 (дата обращения: 12.10.2002).
6. Савенков А. И. Психология детской одаренности: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2020. 334 с.
7. Юркевич В. С. Интеллектуальная одаренность и социальное развитие: противоречивая связь / [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. No 2. С. 28–38. DOI: 10.17759/jmfp.2018070203. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35629232 (дата обращения: 17.06.2021).
8. Ahmed K., Abdel–Al. I., Thompson J. Learning and Thinking Styles of Mentally Talented Students in Public and Private Schools [Электронный ресурс] // Universal Journal of Educational Research. 2020. Vol. 8 (11 B). P. 6103–6115. DOI: 10.13189/ujer.2020.082246. URL: https://www.hrpub.org/download/20201130/UJER46-19520405.pdf (дата обращения: 17.06.2021).
9. Akar I. Consensus on the Competencies for a Classroom Teacher to Support Gifted Students in the Regular Classroom: A Delphi Study // International Journal of Progressive Education. 2020. Vol. 16 (1). P. 67–83. DOI: 10.29329/ijpe.2020.228.6. URL: https://ijpe.penpublishing.net/makale/1252 (дата обращения: 17.06.2021).
10. Bayraktar A., Ateş H., Afat N. An analysis on the relationship between primary school teachers’ self-efficacy beliefs and attitudes towards gifted education [Электронный ресурс] // International Journal Of Eurasia Social Sciences. 2019. Vol. 38 (10). P. 1099–1124. DOI: 10.35826/ijoess.2484. URL: https://www.researchgate.net/publica-tion/340511483_AN_ANALYSIS_ON_THE_RELATIONSHIP_BETWEEN_PRIMA- RY_SCHOOL_TEACHERS’_SELF-EFFICACY_BELIEFS_AND_ATTITUDES_TO-WARDS_GIFTED_EDUCATION_1 (дата обращения: 17.06.2021).
11. Bishop W. E. Successful teachers of the gifted [Электронный ресурс] // Exceptional Children. 1968. Vol. 34 (5). P. 317–325. DOI: 10.1177/001440296803400502. URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/001440296803400502 (дата обращения: 17.06.2000).
12. Cropley A. Preparing teachers of the gifted [Электронный ресурс] // International Review of Education. 1986. Vol. 32 (2). P. 125–136. DOI: 10.1007/BF00620383. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/BF00620383 (дата обращения: 15.06.2003).
13. Cülha A., Ateş R., Nazl K. Özel Yetenekli Öğrencilerin İdeal Öğretmene İlişkin Metaforları [Электронный ресурс] // Harran Education Journal. 2018. Vol. 3 (1). P. 39–51. DOI: 10.22596/2018.0301.39.51. URL: https://docplayer.biz.tr/208964766-Ozel-yetenek-li-ogrencilerin-ideal-ogretmene-iliskin-metaforlari.html (дата обращения: 17.06.2021).
14. Feldhusen J., Hansen J. Teachers of the Gifted: Preparation and Supervision [Электронный ресурс] // Exceptional Children. 1988. Vol. 5 (2). DOI: 10.1177/026142948800500206. URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/026142948800500206 (дата обращения: 17.06.2003).
15. Flores J. Efectos de un programa de orientación a padres de hijos con altas capacidades / J. Flores et al [Электронный ресурс] // Talincrea. 2020. Vol. 7 (13). P. 32–47. URL: https://www.researchgate.net/publication/345973159 (дата обращения: 09.08.20220).
16. Gallagher J. J. Research Summary on Gifted Child Education [Электронный ресурс] // Non-Journal Publication. 1966. 169 p. URL: https://archive.org/details/ERIC_ ED026750 (дата обращения: 17.06.2003).
17. Giza T. Teachers’Attitude towards Educating Talented Students [Электронный ресурс] // SPI. 2020. Vol. 23 (4). P. 135–155. DOI: 10.12775/SPI.2020.4.006. URL: https://journals. indexcopernicus.com/api/file/viewByFileId/1156586.pdf (дата обращения: 17.06.2021).
18. Gnas J., Preckel F., Müllensiefen D. Was denken Musikschullehrkräfte über musikalisch hochbegabte Schülerinnen und Schüler? Eine experimentelle Untersuchung. [Электронный ресурс] // Beiträge empirischer Musikpädagogik. 2020. Vol. 11. P. 1–33. URL: https://www.b-em.info/index.php/ojs/article/view/182 (дата обращения: 06.09.2020).
19. Gómez-Arízaga M., Conejeros-Solar M., Martin A. How Good Is Good Enough? A Community-Based Assessment of Teacher Competencies for Gifted Students [Электронный ресурс] // SAGE Open. 2016. Vol. 6 (4). P. 1–14. DOI: 10.1177/2158244016680687. URL: https://www.researchgate.net/publication/311320748_How_Good_Is_Good_Enough_A_ Community-Based_Assessment_of_Teacher_Competencies_for_Gifted_Students (дата обращения: 17.06.2021).
20. Gómez-Arízaga M., Valdivia-Lefort M., Castillo-Hermosilla H., Hébert T. Tales from Within: Gifted Students’ Lived Experiences with Teaching Practices in Regular Classrooms [Электронный ресурс] // Education Sciences. 2020. Vol. 10 (5). P. 171–191. DOI: 10.3390/educsci10050137. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1255136.pdf (дата обращения: 17.06.2021).
21. Sleeter C., Montecinos C., Jiménez F. Preparing teachers for social justice in the context of education policies that deepen class segregation in schools: The case of Chile [Электронный ресурс] // Teacher Education for High Poverty Schools. 2016. Vol. 2. P. 171–191. URL: https://www.academia.edu/17161566/Preparing_Teachers_for_Social_Justice_in_the_Context_of_Education_Policies_that_Deepen_Class_Segregation_in_ Schools_The_Case_of_Chile (дата обращения: 17.06.2021).
22. Kashani-Vahid L. Can a creative interpersonal problem-solving program improve creative thinking in gifted elementary students? / L. Kashani-Vahid et al [Электронный ресурс] // Think. Ski. Creat. 2017. Vol. 24. P. 175–185. DOI: 10.1016/j.tsc.2017.02.011. URL: https://www.researchgate.net/publication/315318207_Can_a_Creative_Interpersonal_Problem_Solving_Program_Improve_Creative_Thinking_in_Gifted_Elementary_Students (дата обращения: 17.06.2021).
23. Kerry T. Finding and Helping the Able ChiM. London: Croom Helm, 1983. 240 p. [Электронный ресурс] // Интернет-портал «Goodreads». URL: https://www.good-reads.com/book/show/5037158-finding-and-helping-the-able-child (дата обращения: 17.06.2021).
24. Leikin R. Developing mathematical talent in schoolchildren: Who, what, and how? // The psychology of high performance: Developing human potential into domain-specific talent. 2019. Р. 193–199. DOI: 10.1037/0000120-009
25. Maker C. J. Curriculum Development for the Gifted. Rockeville: Aspen Systems Corporation (ISBN 0-89443-347-4/392 S.) [Sammelrezension] [Электронный ресурс] // Praxis der Kinderpsychologie und Kinderpsychiatrie. 1984. Vol. 33. P. 36–37. URL: https://www.pedocs.de/volltexte/2010/2321/pdf/Rez_Maker_Teaching_Models_Education_Gifted_1984_W_D_A.pdf (дата обращения: 17.06.2021).
26. Matheis S. Do stereotypes strike twice? Giftedness and gender stereotypes in pre-service teachers’ beliefs about student characteristic in Australia / S. Matheis et al. [Электронный ресурс] // Asia-Pacific Journal of Teacher Education. 2019. Vol. 48 (2). P. 1–20. DOI: 10.1080/1359866X.2019.1576029. URL: https://www.tandfonline.com/doi/ full/10.1080/1359866X.2019.1576029 (дата обращения: 17.06.2021).
27. Newland T. E. Some observations on essential qualifications of teachers of the mentally superior [Электронный ресурс] // Exceptional Children. 1962. Vol. 29. P. 111–114. URL: http://www.sciencepublishinggroup.com/journal/journallist (дата обращения: 11.06.2000).
28. Plunkett M., Kronborg L. Teaching Gifted Education to Pre-service Teachers: Lessons Learned [Электронный ресурс] // Handbook of Giftedness and Talent Development in the Asia-Pacific. 2019. First Online: 09 January 2021. P. 1409–1430. URL: https://link.springer.com/referenceworkentry/10.1007%2F978-981-13-3021-6_67-1 (дата обращения: 09.01.2021).
29. Renzulli J. S. ‘Identifying key feature in programs for the gifted’ // Exceptional Children. 1968. Vol. 35 (3). P. 217–221. DOI: 10.1177%2F001440296803500303
30. Rivadeneyra-Espinoza L. La capacitación del profesorado del alumnado sobresaliente / L. Rivadeneyra-Espinoza et al. [Электронный ресурс] // Tendencias Pedagógicas. 2016. Vol. 28. P. 45–54. DOI: 10.15366/TP2016.28.04. URL: https://www.researchgate.net/ publication/345973159 (дата обращения: 17.06.2021).
31. Rogers K. B. Training teachers of the gifted: What do they need to know? // Roeper Review. 1989. Vol. 11 (3). P. 145–150. DOI: 10.1080/02783198909553191
32. Rogers K. B. Australian Teachers Who Made a Difference: Secondary Gifted Student Perceptions of Teaching and Teacher Effectiveness [Электронный ресурс] // Handbook of Giftedness and Talent Development in the Asia-Pacific. First Online: 12 November 2019. P. 1431–1455. URL: https://link.springer.com/referenceworken-try/10.1007/978-981-13-3021-6_68-1 (дата обращения: 12.03.2019).
33. Sánchez-Escobedo P. Mexican Teachers’ Knowledge about Gifted Children: Relation to Teacher Teaching Experience and Training / P. Sánchez-Escobedo et al. // Sustainability. 2020. Vol. 12 (4474). P. 1–9. DOI: 10.3390/su12114474
34. Savenkov A., Karpova S., Suhova E. Model of Development of Children’s Giftedness in the Russian Education System // Psychology (Savannah, Ga.). 2018. Vol. 55 (2). P. 74–84. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38645516 (дата обращения: 06.08.2018).
35. Seeley K. R. ‘Competencies for teachers of gifted and talented children’ // Journal for the Education of the Gifted. 1979. Vol. 3. P. 7–11. DOI: 10.1177%2F016235327900300103
36. Selvi A. M. Preparing teachers for the education of the gifted [Электронный ресурс] // Educational Administration and Supervision. 1953. Vol. 39. P. 493–499. URL: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.3102/00346543029005408 (дата обращения: 13.07.2000).
37. Sisk D. ‘Teaching the gifted and talented teachers: A training model’ // Gifted Child Quarterly. 1975. P. 81–88. DOI: 10.1177%2F001698627501900115
38. Shiner, S. M. Design and Implementation of a Humanistic, Holistic Training Program for Teachers of Gifted // Gifted International. 1986. Vol. 3. P. 64–77.
39. Valadez-Sierra M., Borges Á., Zambrano R. La capacitación del profesorado del alumnado sobresaliente [Электронный ресурс] // Talincrea. 2016. Vol. 4. P. 15–26. URL: https://www.researchgate.net/publication/345973159 (дата обращения: 28.08.2016).
40. Zulhafizh Z. Indonesian Secondary Teachers’ Creative Teaching [Электронный ресурс] // İlköğretim Online. 2021. Vol. 20 (1). P. 1176–1184. DOI: 10.17051/ilkonline.2021.01.105. URL: https://www.researchgate.net/publication/348752045_Indone- sian_Secondary_Teachers‘_Creative_Teaching (дата обращения: 17.06.2021).
Скачать файл .pdf 408.18 кб