Главная Выпуски № 3 (57)

Апробация моделей обучающихся сообществ педагогов в контексте новых форматов повышения квалификации

Проблемы профессиональной подготовки , УДК: 371+378.046.4 DOI: 10.25688/2076-9121.2021.57.3.06

Авторы

  • Маркова Валерия Кирилловна кандидат педагогических наук
  • Иоффе Андрей Наумович Доктор педагогических наук, кандидат исторических наук, профессор
  • Виноградова Ирина Анатольевна кандидат психологических наук, доцент
  • Иванова Елена Владимировна кандидат психологических наук, доцент
  • Маякова Елизавета Владимировна кандидат педагогических наук

Аннотация

Аннотация. Статья посвящена опыту апробации моделей обучающихся сообществ педагогов в контексте программы повышения квалификации «Организация и наставниче­ское сопровождение деятельности обучающихся сообществ педагогов», ориентированной не на отдельных слушателей, а на коллективы образовательных организаций, которые заинтересованы в решении актуальных проблем посредством деятельности обучающих­ся сообществ педагогов. Основная цель такой программы — создание условий для ор­ганизации и функционирования обучающихся сообществ педагогов в каждой школе, которая участвует в апробации разработанных нами моделей обучающихся сообществ педагогов. Подразумевается устранение противоречий между предзаданной структурой программы повышения квалификации, требованиями к ее разработке и реальным запро­сом коллективов образовательных организаций. Описаны теоретические и практическая модели обучающихся сообществ педагогов, которые легли в основу разработки содержа­ния программы. Представлены этапы ее реализации: «Введение в проблематику обуча­ющихся сообществ педагогов и их наставнического сопровождения», «Осознание своей роли в обучающемся сообществе педагогов», «Решение проблем», «Построение модели обучающегося сообщества педагогов», «Представление моделей обучающихся сообществ педагогов», — обеспечивающие постепенное движение педагогов от понимания индивиду­альных смыслов деятельности к выбору значимой проблематики работы и, наконец, к раз­работке и практической реализации моделей обучающихся сообществ педагогов. Сделаны выводы об эффективности выбранного формата повышения квалификации педагогических коллективов, обозначены возможности использования результатов данной работы.

Как ссылаться

Маркова, В. К., Иоффе, А. Н., Виноградова, И. А., Иванова, Е. В. & Маякова, Е. В. (2021). Апробация моделей обучающихся сообществ педагогов в контексте новых форматов повышения квалификации Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», № 3 (57), 109-130. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2021.57.3.06
Список литературы
1. Бершадская Е. А., Бершадский М. Е. Повышение квалификации учителей школ на основе концепции профессиональных обучающихся сообществ // Повы­шение квалификации педагогических кадров в изменяющемся образовании: сб. мат-лов VI Всерос. науч.-метод. интернет-конференции (Москва, 7-8 декабря 2017 г.) / под общ. ред. С. Ю. Новоселовой. М.: АПКиППРО, 2018. С. 185-197.
2. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 4-18.
3. Брыксина О. Ф., Тараканова Е. Н. Профессиональные сетевые сообщества как альтернатива формальной системе повышения квалификации педаго­гов // Актуальные задачи современной науки и образования: теоретические и прикладные аспекты: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. (г. Смоленск, 31 августа 2015 г.). Смоленск: НОВАЛЕНСО, 2015. С. 45-46.
4. Бычкова Л. В. Модерация: как сделать групповую работу обучающихся интересной и полезной? / Л. В. Бычкова и др. // UniverCity: Города и Университеты / под ред. С. Н. Вачковой, В. К. Обыденковой. Вып. 4. М.: Экон-Информ, 2020. С. 141-160.
5. Воронов А. Р. Профессиональное педагогическое обучающееся сообщество: ресурс для повышения квалификации учителя / А. Р. Воронов и др. // THEORIA: педагоги­ка, экономика, право. 2021. № 1 (2). С. 42-49. DOI: 10.51635/27129926_2021_1_42
6. Воротникова И. П. Создание сетевых сообществ для профессионального развития педагогов // Тенденции развития образования: что такое эффективная школа и эффективный детский сад?: мат-лы XI Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 19-20 февраля 2014 г.) / Российская академия народного хозяйства и государст­венной службы при Президенте РФ, Московская высшая школа социальных и экономических наук. М.: Дело, 2014. С. 120-125. URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=30617963
7. Громова В. И., Пихурова А. А., Поддубная Е. В. К вопросу о роли филологиче­ских сообществ в повышении квалификации учителей-словесников и в форми­ровании коммуникативной компетенции обучающихся // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2016. № 3 (7). С. 117-123.
8. Илюшин Л. С., Азбель А. А. Профессиональные сообщества и повышение ква­лификации учителя: актуальные вызовы и возможности // Подготовка учителя русского языка и литературы в системе вузовского образования: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. по итогам III Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 16 мая 2017 г.). М.: Центр русского языка и славистики, 2017. С. 131-134.
9. Иоффе А. Н. Использование особенностей культуры образовательной организации в управлении и создании педагогической команды при проектировании измене­ний // Профильная школа. 2018. Т. 6. № 1. С. 22-30. DOI: 10.12737/psh_1_2018_3
10. Иоффе А. Н., Бычкова Л. В., Маркова В. К. Блочно-модульный конструктор как инструмент обучающегося сообщества педагогов для проектирования обра­зовательных событий // Вестник педагогических инноваций. 2021. № 1 (61). С. 5-25. DOI: 10.15293/1812-9463.2101.01
11. Кларин М. В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2016. № 5. С. 92-112.
12. Кожевникова М. Н. Обучающееся сообщество учителей: образование перед вызо­вами // Человек и образование. 2017. № 6. С. 25-31.
13. Котлярова А. Е. Сетевые педагогические сообщества как платформа неформального образования педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалифи­кации кадров. 2015. № 3 (24). С. 70-76.
14. Круподерова Е. П. Сетевое педагогическое сообщество как платформа неформаль­ного повышения квалификации учителя // Преподавание информатики и ин­формационных технологий в условиях развития информационного общества: сб. ст. по мат-лам Открытой Всерос. науч.-практ. интернет-конф. (г. Нижний Новгород, 1-30 апреля 2017 г.) / Мининский университет. Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, 2017. С. 88-92.
15. Маркова В. К., Иоффе А. Н., Бычкова Л. В. Проблемно-ориентированные и ком­муникационные обучающиеся сообщества педагогов (по материалам отечест­венных и зарубежных исследований) // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 2. DOI: 10.15862/01PDMN221
16. Матвеева Е. Ф. Профессиональные обучающиеся сообщества в системе непрерывного профессионального развития учителей в России и Сингапуре // Известия Восточ­ного института. 2020. № 3 (47). С. 59-69. DOI: 10.24866/2542-1611/2020-3/59-69
17. Медник Е. А. Профессиональные сообщества и их роль в повышении квалифика­ции педагогов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 80-84.
18. Нерадовская О. Р. Неформальные профессиональные сообщества и группы по­вышения квалификации педагогов системы общего образования: отличитель­ные признаки // Научно-педагогическое обозрение. 2018. № 2 (20). С. 76-82. DOI: 10.23951/2307-6127-2018-2-76-82
19. Сергеев А. Н., Соколов М. В. Профессиональное саморазвитие педагогов в сетевых сообществах интернета // Теория и практика общественного развития. 2014. № 8. С. 70-72.
20. Соловьева Т. В. Неформальное повышение квалификации работников образования через ассоциации педагогических работников // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2014. № 1 (18). С. 77-81.
21. Тихомирова О. В. , Алферова А. Б. Профессиональное обучающееся сообщество учителей как встроенное повышение квалификации // Образование личности. 2017. № 4. С. 71-79.
22. Эсаулова И. А. Новые модели наставничества в практике обучения и развития персонала зарубежных компаний // Стратегии бизнеса. 2017. № 6 (38). С. 8-13.
23. Alhanachi S., de Meijer L. A. L., Severiens S. E. Improving culturally responsive teaching through professional learning communities: A qualitative study in Dutch pre-vocational schools // International Journal of Educational Research. 2021. Vol. 105. Art. 101698. DOI: 10.1016/j.ijer.2020.101698
24. Brown J., Isaacs D. The World Cafe: Shaping Our Futures Through Conversations That Matter. San Francisco, CA: Berrett-Koehler Publishers, 2005. 264 р.
25. Chichibu T., Kihara, T. How Japanese schools build a professional learning community by lesson study // International Journal for Lesson and Learning Studies. 2013. Vol. 2. Issue 1. P. 12-25.
26. DuFour R. What is a "Professional Learning Community?" Educational Leadership. 2004. Vol. 61. № 8. P. 6-11.
27. Ell F., Major K. Using activity theory to understand professional learning in a networked professional learning community // Teaching and Teacher Education. 2019. Vol. 84. P. 106-117. DOI: 10.1016/j.tate.2019.05.010
28. Hord S. M. Professional learning communities: Communities of continuous inquiry and improvement. Austin, TX: Southwest Educational Development Laboratory, 1997.
29. Kwak Y. S., Kim J. Y. Features and future tasks of Korean teachers' learning communi­ties // The Journal of Curriculum and Evaluation. 2016. № 19 (1). P. 179-198.
30. Mu G. M. Building Pedagogical Content Knowledge within Professional Learning Com­munities: An approach to counteracting regional education inequality / G. M. Mu et al. // Teaching and Teacher Education. 2018. Vol. 73. P. 24-34. DOI: 10.1016/j. tate.2018.03.006
31. Schipper T. Professional growth in adaptive teaching competence as a result of Lesson Study / T. Schipper et al. // Teaching and Teacher Education. 2017. Vol. 68. P. 289-303. DOI: 10.1016/j.tate.2017.09.015
32. Thornton K. The impact of mentoring on leadership capacity and professional lear­ning // Mentoring in early childhood education: a compilation of thinking, pedagogy and practice / eds. C. Murphy, K. Thornton. Wellington: NZCER 2015. P. 1-13. DOI: 10.1007/s40841-016-0052-1
33. Vaillant D. Directivos y comunidades de aprendizaje docente: un campo en construc-cion // Revista Eletronica de Educacao. 2019. Vol. 13. № 1. P. 87-106. DOI: 10.14244/198271993073
34. Wang D. School context and instructional capacity: A comparative study of professional learning communities in rural and urban schools in China / D. Wang et al. // Interna­tional Journal of Educational Development. 2017. Vol. 52. P. 1-9. DOI: 10.1016/j. ijedudev.2016.10.009
35. Warwas J., Helm C. Professional learning communities among vocational school teachers: Profiles and relations with instructional quality // Teaching and Teacher Education. 2018. Vol. 73. P. 43-55. DOI: 10.1016/j.tate.2018.03.012
36. Yin H., Zheng X. Facilitating professional learning communities in China: Do leadership practices and faculty trust matter? // Teaching and Teacher Education. 2018. Vol. 76. P. 140-150. DOI: 10.1016/j.tate.2018.09.002