Главная Выпуски 16(2)

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ

Теория и практика обучения и воспитания , УДК: 37.013.77 DOI: 10.25688/2076-9121.2022.16.2.08

Авторы

  • Амонашвили Шалва Александрович доктор психологических наук, профессор
  • Галиева Марина Геннадьевна

Аннотация

Педагогика — целостная жизнь детей и взрослых, где родителям, в рамках гуманного подхода, отводится главная педагогическая роль. Российское педагогическое сообщество ориентировано на гуманную педагогику и стремится к взаимодействию с родителями. Посредством теоретического анализа отечественного опыта взаимодействия педагогов и родителей было определено, что родители детей младшего школьного возраста охотней взаимодействуют с педагогами, а их запросы больше ориентированы на деятельность ребенка вне семьи. Родители детей подросткового возраста демонстрируют большую заинтересованность в вопросах, касающихся межличностных отношений со своими детьми. Соответственно, представляется актуальной разработка рекомендаций по взаимодействию с родителями детей разных возрастов. Целью исследования выступает определение особенностей реализации принципов гуманной педагогики в работе с родителями детей младшего школьного и подросткового возраста. Ведущим методом исследования была осуществлена разработка и апробация опросников «Аспекты семейного воспитания» для родителей детей младшего школьного и подросткового возрастов. В исследовании участвовали по 20 родителей из данных категорий, был проведен сравнительный анализ результатов опроса родителей детей младшего и подросткового возрастов. По результатам апробации было определено, что родители детей обоих возрастов демонстрируют необходимость расширения общих представлений и знаний о возрастных и психологических особенностях своих детей. Однако родители детей подросткового возраста меньше ориентированы на вопросы организации образовательной деятельности своих детей, но больше интересуются вопросами индивидуальных личностных особенностей и особенностей личного контакта с ними. Использование данных опросников актуально для определения целей работы с родителями детей младшего школьного и подросткового возраста, а также для оценки эффективности взаимодействия с ними. Результаты помогут определить индивидуальные качества ребенка, особенности семейной системы, особенности взаимодействия ребенка со школой, а также особенности взаимодействия родителей с образовательной организацией своего ребенка.

Как ссылаться

Амонашвили, Ш. А. & Галиева, М. Г. (2022). ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 16(2), 143. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.2.08
Список литературы
1. 1. Короткова, М. С. (2016). Опыт взаимодействия с родителями в рамках гуманно-личностной педагогики. Молодой ученый, 11(115), 1467–1469. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26425153 (дата обращения: 14.01.2022).
2. 2. Амонашвили, Ш. А., Галиева, М. Г. (2020). Особенности реализации принципов гуманной педагогики в работе с родителями. Известия института педагогики и психологии образования, 3, 16–23. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44031285 (дата обращения: 14.01.2022).
3. 3. Амонашвили, Ш. А. (2016). Искусство семейного воспитания: педагогическое эссе (с. 215–216). Москва: Амрита-Русь. https://search.rsl.ru/ru/record/01008150439 (дата обращения: 14.01.2022).
4. 4. Арапова, П. И. (2018). Идеи гуманно-личностного подхода Ш. А. Амонашвили в современных образовательных условиях. Идеи и практики гуманно-личностного подхода в современных образовательных условиях. Сборник статей (с. 19–25). Москва: Экон-Информ. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36926078&pff=1 (дата обращения: 14.01.2022).
5. 5. Илюшина, Н. Н. (2018). Научно-педагогические предпосылки гуманной педагогики Ш. А. Амонашвили. Идеи и практики гуманно-личностного подхода в современных образовательных условиях. Сборник статей (с. 7–18). Москва: Экон-информ. https://elibrary.ru/ item.asp?id=36926076&pff=1 (дата обращения: 14.01.2022).
6. 6. Апетян, М. К. (2014). Психологические и возрастные особенности младшего школьника. Молодой ученый, 14(73), 243–244. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21957215 (дата обращения: 14.01.2022).
7. 7. Данилова, Е. Е. (2008). Взаимодействие психолога с родителями младших школьников. Вестник практической психологии образования: научно-методический журнал, 3(16), 85–91. https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2008/n3/28559.shtml (дата обращения: 14.01.2022).
8. 8. Кабардаева, Д. А. (2019). Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы. Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции (с. 352–354). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38180612 (дата обращения: 14.01.2022).
9. 9. Молодиченко, Т. А. (2017). Психологическое консультирование родителей младших школьников как направление взаимодействия семьи и школы. Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с. 224–228). Саратов: Саратовский источник. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30097454 (дата обращения: 14.01.2022).
10. 10. Боязитова, Т. Д. (2019). Актуальные вопросы психологического консультирования детей, подростков и их родителей. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Ф. Дольто, Санкт-Петербург, 6 ноября 2018 г. (с. 199–205). Восточно-Европейский институт психоанализа. Санкт-Петербург. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37540244 (дата обращения: 14.01.2022).
11. 11. Тачкова, М. Б. (2009). Роль семьи в жизни подростка. Журнал: ГЕО-СИБИРЬ, 6, 270–272. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18086281 (дата обращения: 14.01.2022).
12. 12. Новикова, Г. В., Умняшова, И. Б., Запорожская, Д. Е. (2017). Психологическая помощь родителям «несамостоятельных» подростков. Вестник практической психологии образования, 2(51), 74–79. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37028288 (дата обращения: 14.01.2022).
13. 13. Семенова, А. В. (2020). Личностные характеристики в подростковом и юношеском возрасте. Педагогика: История, перспективы, 3(3), 74–83. Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования. Санкт-Петербург. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44067693 (дата обращения: 14.01.2022).
14. 14. Fitchett, P. G., Moore, S. B. (2021). Democratizing social studies teacher education through mediated field experiences and practice-based teacher education. The Journal of Social Studies Research. https://doi.org/10.1016/j.jssr.2021.09.005
15. 15. Nessipbayeva, O. (2013). Spiritual-Moral Nurture of the Person through Folk Pedagogy. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 93, 1722–1729. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.10.106
16. 16. Aryabkina, I. (2015). Pedagogical Model of Primary School Teacher Cultural and Aesthetic Competence Formation Using Personality Oriented Approach. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 214, 10–17. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.587
17. 17. Sipman, G., Martens, R., Thölke, J., McKenney, S. (2021). Professional development focused on intuition can enhance teacher pedagogical tact. Teaching and Teacher Education, 106, 103442. https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103442
18. 18. Banshchikova, T., Solomonov, V., Fomina, E. (2015). Attitudes and Tolerance in the Structure of Individual Readiness for Intercultural Interaction. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 214, 916–924. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.753
19. 19. Mirascieva, S. (2011). Didactical principles in the teaching and education for human relations. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 15, 1401–1403. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.03.301
20. 20. Bradshaw, C. P., Waasdorp, T. E., & Leaf, P. J. (2012). Effects of school-wide positive behavioral interventions and supports on child behavior problems. Pediatrics, 130(5), e1136–e1145. https://doi.org/10.1542/peds.2012-0243.
21. 21. Samuels, W. E. (2018). Nurturing kindness naturally: A humane education program’s effect on the prosocial behavior of first and second graders across China. International Journal of Educational Research, 91, 49–64. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2018.08.001
22. 22. Brownell, C. A., Svetlova, M., Anderson, R., Nichols, S. R., & Drummond, J. (2013). Socialization of early prosocial behavior: Parents’ talk about emotions is associated with sharing and helping in toddlers. Infancy, 18(1), 91–119. https://doi.org/10.1111/j.1532-7078.2012.00125.x
23. 23. Kessler, M. (2021). Investigating connections between teacher identity and pedagogy in a content-based classroom. System, 100, 102551. https://doi.org/10.1016/j.system.2021.102551
24. 24. Mascadri, J., Brownlee, J. L., Johansson, E., Scholes, L., Walker, S., Berthelsen, D. (2021). Children’s perspectives on why and when teachers listen to their ideas: Exploring opportunities for participation in the early years of school. International Journal of Educational Research, 107, 101747. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2021.101747
25. 25. Branigan, H. E., Donaldson, D. I. (2020). Teachers matter for metacognition: Facilitating metacognition in the primary school through teacher-pupil interactions. Thinking Skills and Creativity, 38, 100718. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100718
Скачать файл .pdf 441.73 кб