Главная Выпуски 17(2)

СОДЕРЖАНИЕ ПРИМЕРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ О ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

Теория и практика обучения и воспитания , УДК: 373.3/5.091 DOI: 10.25688/2076-9121.2023.17.2.07

Авторы

  • Денисов Леонид Анатольевич доктор медицинских наук
  • Нехорошева Елена Владимировна кандидат педагогических наук
  • Авраменко Вера Григорьевна кандидат психологических наук

Аннотация

В статье представлены результаты сопоставительного анализа понятий, категорий, определений в области здоровья и здорового образа жизни, включенных в федеральные государственные образовательные стандарты, примерные рабочие программы основного общего образования и учебники по дисциплинам «Окружающий мир», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Биология», «Физическая культура». Аналитическую базу составили 17 учебников и примерные рабочие программы, используемые в четырех московских школах. Сравнительно-сопоставительный анализ нормативно-правовых документов, школьных учебников и образовательных программ позволил выявить противоречия в определении базовых понятий, произвольность интерпретаций медицинских терминов, их несоответствие нормативным документам в области сохранения здоровья населения, отсутствие системности и преемственности знаний о здоровье. Ставится задача приведения содержания и дефиниций в области здоровья в соответствие с современными достижениями медицинской науки и российскими нормативно-правовыми документами.

Как ссылаться

Денисов, Л. А., Нехорошева, Е. В. & Авраменко, В. Г. (2023). СОДЕРЖАНИЕ ПРИМЕРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ О ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 17(2), 125. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.2.07
Список литературы
1. 1. Соловьева, Ю. В., Горелова, Ж. Ю., Летучая, Т. А., Мирская, Н. Б., Зарецкая, А. Р. (2021). Оценка знаний школьников о здоровом питании в условиях цифровой среды. Здоровье населения и среда обитания, 29(10), 41–46. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-41-46
2. 2. Денисов, Л. А., Нехорошева, Е. В., Авраменко, В. Г. (2017). Насущные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний и формирования компетенций здорового образа жизни в образовательном пространстве. Санитарный врач, 10(164), 20–31.
3. 3. Сизова, Н. Н., Исмагилова, Ю. Д. (2020). Анализ состояния здоровья современных школьников. МНИЖ, 5–3(95), 133–137. https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.95.5.109. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42912145_89903237.pdf
4. 4. Nekhorosheva, E., Kasatkina, D., & Еnchikova, E. (2021). Health education initiatives — shaping health literacy in the school teams. In EDULEARN21 Proceedings. 13th International Conference on Education and New Learning Technologies, 5–6 July, 2021 (pp. 5051–5059). https://doi.org/10.21125/edulearn.2021.1044
5. 5. Денисов, Л. А. (2021). Издержки грамотности в технотронную эпоху. Экономические и социально-гуманитарные исследования, 1(29), 141–147. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2021-1-141-147
6. 6. Петраш, М. Д., Муртазина, И. Р. (2018). «Понятие «здоровый образ жизни» в психологических исследованиях. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика, 8(2), 152–165. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2018.204
7. 7. Андреева, И. Г. (2018). Преемственность процесса формирования функциональной здоровьесберегающей грамотности обучающихся. Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения, 4(130), 7–19. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41287137_65326821.pdf
8. 8. Смирнов, А. Т., Хренников, Б. О. (2018). Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Москва: Просвещение. 255 с.
9. 9. Шматова, Ю. Е. (2019). Динамика статистических и социологических показателей состояния психического здоровья населения России. Проблемы развития территории, 3(101), 76–96. https://doi.org/10.15838/ptd.2019.3.101.5; https://www.elibrary.ru/download/elibrary_38219767_48455941.pdf
10. 10. Кузнецова, С. Н. (2019). Методика изучения уровня мотивации старших школьников к здоровому образу жизни. Гуманитарный трактат, 56, 4–7.
11. 11. Гостюшин, А. В. (2009). Основы безопасности жизнедеятельности. 1–4 классы. Учебник. Москва: АСТ.
12. 12. Плешаков, А. А. (2020). Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Москва: Просвещение.
13. 13. Плешаков, А. А. (2020). Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Москва: Просвещение.
14. 14. Плешаков, А. А., Новицкая, М. Ю. (2021). Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Москва: Просвещение.
15. 15. Плешаков, А. А., Крючкова, Е. А. (2022). Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Москва: Просвещение.
16. 16. Пономарева, И. Н., Николаев, И. В., Корнилова, О. А. (2019). Биология. 5 класс. Москва: Вентана-Граф.
17. 17. Пратов, У., Тухтаев, А. С., Азимова, Ф. У. (2009). Ботаника. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. Москва: Лабиринт.
18. 18. Константинов, В. М., Бабенко, В. Г., Кучменко, В. С. (2016). Биология. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. Москва: Вентана-Граф.
19. 19. Пасечник, В. В., Суматохин, С. В., Калинова, Г. С. и др. (2022). Биология. 7 класс. Учебник (под ред. В. В. Пасечника). Москва: Просвещение, ДРОФА.
20. 20. Драгомилов, А. Г., Маш, Р. Д. Биология. 8 класс. Учебник. Москва: Просвещение.
21. 21. Пономарева, И. Н., Корнилова, О. А., Чернова, П. М. (2020). Биология. 9 класс. Учебник. Москва: Вентана-Граф.
22. 22. Бородин, П. М., Высоцкая, Л. В., Дымшиц, Г. М. и др. (2018). Биология. 10–11 классы. Учебник для общеобразовательных организаций: углубленный уровень: в 2 ч. Москва: Просвещение.
23. 23. Беляев, Д. К., Дымшиц, Г. М., Кузнецова, Л. Н. и др. (2017). Биология. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень. Москва: Просвещение.
24. 24. Виноградова, Н. Ф., Смирнов, Д. В. Сидоренко, Л. В. и др. (2020). Основы безопасности жизнедеятельности. 7–9 классы. Учебник. Москва: Вентана-Граф.
25. 25. Смирнов, А. Т., Хренников, Б. О. (2013). Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций: базовый и профильный уровни. Москва: Просвещение.
26. 26. Смирнов, А. Т., Хренников, Б. О. (2017). Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень. Москва: Просвещение.
27. 27. Петраш, М. Д., Муртазина, И. Р. (2018). Понятие «здоровый образ жизни» в психологических исследованиях. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Психология и педагогика, 8(2), 152–165. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2018.204
28. 28. Андреева, И. Г. (2018). Непрерывность процесса формирования функциональной здоровьесберегающей грамотности студентов. Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения, 4(130), 7–19. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41287137_65326821.pdf
29. 29. Кузнецова, С. Н. (2019). Методика изучения уровня мотивации старших школьников к здоровому образу жизни. Гуманитарный трактат, 56, 4–7.
Скачать файл .pdf 485.78 кб