Главная Выпуски 17(3)

ФЕНОМЕН НАУЧНОГО НАСТАВНИКА: ЛИЧНОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Проблемы профессиональной подготовки , УДК: 37.013.41 DOI: 10.25688/2076-9121.2023.17.3.03

Авторы

  • Носков Игорь Александрович доктор педагогических наук
  • Козловская Галина Ефимовна доктор исторических наук

Аннотация

В статье исследуются научный потенциал и творческий путь становления научного наставника, описывается многомерный конструкт масштабной личности на основе междисциплинарного анализа жизненного пути, документальных источников и продуктов научного творчества ученого на примере выдающегося историка, педагога, руководителя и организатора науки и высшего образования Виктора Васильевича Рябова. На основе анализа научных публикаций и реализуемых под руководством В. В. Рябова исследовательских проектов выделяются этапы становления ученого, раскрытия его научного потенциала, дается оценка его вклада в формирование научных школ, исследуется эволюция мировоззренческих и методологических позиций на разных этапах научной карьеры. В. В. Рябов более 60 лет трудится на ниве науки и образования, его биография изобилует яркими событиями и достижениями, непрерывным творческим поиском и долгожданными обретениями. Под его научным руководством и при его содействии подготовлено несколько десятков докторов наук и сотни кандидатов наук. За эти годы сформировались уникальные личностно-профессиональные качества, методологические подходы и принципы ученого и научного наставника, приводящие к успешным результатам. В статье выявляются сущностные признаки, фирменный стиль и секреты успеха образцового научного наставника.

Как ссылаться

Носков, И. А. & Козловская, Г. Е. (2023). ФЕНОМЕН НАУЧНОГО НАСТАВНИКА: ЛИЧНОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 17(3), 49. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.3.03
Список литературы
1. 1. Кириллов, В. В. (отв. ред.) (2018). Вопросы гуманитарных наук и управления в сфере образования. Сборник научных статей по материалам Научно-методической конференции, посвященной юбилею В. В. Рябова (Москва, 19 октября 2017 г.). Москва: Книгодел; МГПУ. https://elibrary.ru/item.asp?id=35298676
2. 2. Кириллов, В. В., и Малышева, О. Г. (2018). Рябов и его научная и управленческая школа. Из личного опыта. В: Кириллов, В. В. (отв. ред.). Вопросы гуманитарных наук и управления в сфере образования. Сборник научных статей по материалам Научно-методической конференции, посвященной юбилею В. В. Рябова (Москва, 19 октября 2017 г.) (с. 11–16). Москва: Книгодел; МГПУ. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35298682
3. 3. Носков, И. А. (2018). В. В. Рябов как масштабная личность в российской интеллектуальной элите. В: Кириллов, В. В. (отв. ред.). Вопросы гуманитарных наук и управления в сфере образования. Сборник научных статей по материалам Научно-методической конференции, посвященной юбилею В. В. Рябова (Москва, 19 октября 2017 г.) (с. 16–27). Москва: Книгодел; МГПУ. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35298683
4. 4. Фролов, Ю. В. (2018). Управление человеческими ресурсами в образовании: основные идеи научно-прикладных работ, выполненных в МГПУ под руководством В. В. Рябова. В: Кириллов, В. В. (отв. ред.). Вопросы гуманитарных наук и управления в сфере образования. Сборник научных статей по материалам Научно-методической конференции, посвященной юбилею В. В. Рябова (Москва, 19 октября 2017 г.) (с. 27–35). Москва: Книгодел; МГПУ. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35298684
5. 5. Шульгина, О. В. (2018) Историческая география как одно из направлений научной школы В. В. Рябова: аспекты современных исследований элите. В: Кириллов, В. В. (отв. ред.). Вопросы гуманитарных наук и управления в сфере образования. Сборник научных статей по материалам Научно-методической конференции, посвященной юбилею В. В. Рябова (Москва, 19 октября 2017 г.) (с. 35–41). Москва: Книгодел; МГПУ. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35298685&pff=1
6. 6. Кондратьев, В. М., и Резаков, Р. Г. (2018). Жизненный путь В. В. Рябова — путь созидания, путь признания Рябова. В: Кириллов, В. В. (отв. ред.). Вопросы гуманитарных наук и управления в сфере образования. Сборник научных статей по материалам Научно-методической конференции, посвященной юбилею В. В. Рябова (Москва, 19 октября 2017 г.) (с. 126–131). Москва: Книгодел; МГПУ. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35298697
7. 7. Рябов, В. В. (2008a). К истории создания и развития педагогического университета в Москве. Москва: МГПУ.
8. 8. Рябов, В. В. (1979a). Коммунистическое воспитание молодежи в условиях развитого социализма (под ред. О. И. Тернового). Саратов: Изд-во Сарат. ун-та.
9. 9. Рябов, В. В. (1979b). Организация комплексного подхода к воспитанию студентов в педагогическом вузе. Учебное пособие. Куйбышев.
10. 10. Наумов, В. П., Рябов, В. В., и Филиппов, Ю. И. (1990). Об историческом пути КПСС: поиски новых подходов. Москва: Политиздат.
11. 11. Рябов, В. В. (2005). Жизнь в ЦК, или ЦК изнутри. Москва: Жизнь и мысль; Московские учебники. https://cyberleninka.ru/article/n/ryabov-v-v-zhizn-v-tsk-ili-tskiznutri-m-ipts-zhizn-i-mysl-oao-moskovskie-uchebniki-2005-207-s
12. 12. Рябов, В. В. и др. (2003a). Образование, наука, молодежь (по материалам мониторинговых исследований). Москва: МГПУ.
13. 13. Рябов, В. В., и Хаванов, Е. И. (2005a). Студенчество на рубеже веков: историческое сознание и гражданское становление. Москва: Жизнь и мысль; Московские учебники. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19973038
14. 14. Рябов, В. В., и Хаванов, Е. И. (2008a). Общество и молодежь: историческое наследие, политика, гражданственность, патриотизм. Москва: МГПУ.
15. 15. Рябов, В. В., Акимова, Л. В., Васильев, И. А., Захарова, И. Н., Москалев, Г. Г., Холоднова, Л. Ф., и Демидов, Е. А. (2008a). Социологический анализ состояния и тенденций патриотического воспитания детей и молодежи города Москвы. Этап 2: Мониторинг мнений преподавателей и студентов о состоянии патриотического воспитания в учреждениях среднего профессионального образования (отв. ред. Л. Е. Курнешова; рук. исслед. В. В. Рябов). Москва: МГПУ.
16. 16. Акимова, Л. В., Васильев, И. А., Демидов, Е. А., Захарова, И. Н., Москалев, Г. Г., и Холоднова, Л. Ф. (2009). Патриотическое воспитание детей и молодежи города Москвы. Этап 3: Мониторинг мнений преподавателей и студентов о состоянии гражданского и патриотического воспитания в вузах (отв. ред. М. Е. Умрихина; рук. исслед. В. В. Рябов). Москва: Школьная книга.
17. 17. Холоднова, Л. Ф., Васильев, И. А., и Москалев, Г. Г. (2010). Управление воспитательным процессом в образовательных учреждениях мегаполиса Москвы: мониторинговое исследование (отв. ред. М. Е. Умрихина, рук. исслед. В. В. Рябов). Москва: Школьная книга.
18. 18. Рябов, В. В., и Хаванов Е. И. (2016a). Поколения выбирают маршруты. Наша Родина — наш дом. Москва: МГПУ; НИЦ «Инженер».
19. 19. Рябов, В. В., и Хаванов, Е. И. (2016b). Кому принадлежит молодежь? Вестник МГПУ. Серия «Исторические науки», 1(21), 100–111. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25717105
20. 20. Рябов, В. В., и Хаванов, Е. И. (2017). А гражданином быть обязан. Вестник МГПУ. Серия «Исторические науки», 2(26), 102–110. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29303748
21. 21. Рябов, В. В., Кабытов, П. С., Козловская, Г. Е., Носков, И. А. и др. (2011). Самарцы в Москве: страницы истории Самарского землячества (под общ. ред. В. В. Рябова). Самара: Офорт. https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=oyrdmp
22. 22. Кабытов, П. С., Козловская, Г. Е., Рябов, В. В., Носков, И. А., Гусева, Ю. Н., Мякотин, А. А., Тюрин, В. А., и Сюков, А. В. (2014). Элиты Самарской (Куйбышевской) области в I960–1990-е годы. Очерки истории. Коллективная монография (под ред. П. С. Кабытова). Самара: Самарский университет. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23256886
23. 23. Рябов, В. В., Козловская, Г. Е., и Гусева, Ю. Н. (2014). Землячество как форма региональной идентификации и его влияние на развитие региона (на примере самарского землячества в Москве). Вестник МГПУ. Серия «Исторические науки», 4(16), 51–59. https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=teslex
24. 24. Рябов, В. В. (2020). Философия власти в политическом учении М. Я. Острогорского. Каспийский регион: политика, экономика, культура, 1(62), 155–161. https://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-vlasti-v-politicheskom-uchenii-m-ya-ostrogorskogo
25. 25. Острогорский, М. (1930). Демократия и политические партии: Соединенные Штаты Америки. Учебное пособие (под ред. Е. Пашуканис; пер. с франц.: А. М. Демьянова). Т. 2. Москва: Изд-во Ком. Акад.
26. 26. Рябов, В. В., Токарева, Е. А., Гусева, Ю. Н., Ершова, Т. В., Исаков, В. А., Черникова, Т. В., Баринова, Е. П., Орчакова, Л. Г., и Акульшин, П. В. (2020). Феномен российской интеллигенции конца XIX – начала XX века. Монография (науч. ред. В. В. Кириллов). Москва: ОнтоПринт. https://elibrary.ru/item.asp?id=42722713
27. 27. Малышева, О. Г., Токарева, Е. А., Кириллов, В. В., Баринова, Е. П., Гагкуев, Р. Г., Звонарев, А. В., Козловская, Г. Е., Копылов, Н. А., Могилевский, Н. А., Музафарова, Н. И., Рагимова, А. Ф., Орлов, С. В., Рябов, В. В., Симонова, Е. В., Смирнова, Ю. В., Соколов, А. С., Сорокин, А. А., и Челнокова, А. Ю. (2022). Российская империя начала ХХ века. Путь к Рубикону. Коллективная монография (отв. ред.: О. Г. Малышева, Е. А. Токарева). Москва: ОнтоПринт. https://elibrary.ru/item.asp?id=47570148
28. 28. Рябов, В. В., Пищулин, Н. П., Фролов, Ю. В., Офицеров, В. П., Махотин, Д. А., и Ануфриев, С. В. (2003b). Стратегия образования: основы формирования, методы оценки и прогнозирования. Москва: МГПУ. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29856394
29. 29. Рябов, В. В., Фролов, Ю. В., и Махотин, Д. А. (2007). Критерии оценки педагогической деятельности на языке компетенций и компетентностей: предложения по созданию профессионального и образовательного стандартов педагога. Научно-практическое пособие для руководителей и специалистов системы образования. Москва: НИЦ «Инженер». https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25788424
30. 30. Рябов, В. В., и Фролов, Ю. В. (2009). Комплексная оценка педагогической деятельности. Справочник руководителя образовательного учреждения, 10, 7–13.
31. 31. Рябов, В. В., и Фролов, Ю. В. (2010). Методика стимулирования профессионального развития педагогических работников. Администратор образования, 10, 64–73; 11, 65–71.
32. 32. Рябов, В. В. (2011). История московского образования. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 4(18), 74–85. https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=oybxyn
33. 33. Рябов, В. В., Фролов, Ю. В., Масумов, М. А., и Леванова, Т. В. (2011). Управление эффективностью работы повышает конкурентоспособность учреждения. Народное образование, 4, 118–123; 5, 112–118. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16500519
34. 34. Рябов, В. В. (2012). Диверсификация педагогического образования — осознанная необходимость. Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование, 2, 18–24. https://cyberleninka.ru/article/n/diversifikatsiya-pedagogicheskogoobrazovaniya-osoznannaya-neobhodimost
35. 35. Рябов, В. В., Фролов, Ю. В., и Махотин, Д. А. (2012). Сертификация педагогических работников как инструмент независимой оценки их квалификации и компетенций. Народное образование, 8, 163–171. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18036433
36. 36. Рябов, В. В., Фролов, Ю. В., и Масумов, М. А. (2012). Эффективный педагогический работник: оценить по стандарту. Кадровик, 6, 81–89. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20692130
37. 37. Козлова, С. А., Коджаспирова, Г. М., Азарова, Л. Н., Артамонова, Е. И., Бодина, Е. А., Виноградова, Н. Ф., Горлова, Н. А., Конышева, Н. М., Корешков, В. В., Курочкина, И. Н., Ромашина, С. Я., Рябов, В. В., Савенков, А. И., Савостьянов, А. И., Тарева, Е. Г., Чумаков, Б. Н., и Шахманова, А. Ш. (2017). Перспективы исследования современных проблем педагогики. Коллективная монография (отв. ред. С. А. Козлова). Москва: Экон-Информ. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28432898
38. 38. Рябов, В. В., и Хаванов, Е. И. (2005b). Студенчество на рубеже веков: историческое сознание и гражданское становление. Москва: Жизнь и мысль; Моск. учеб. https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=qvbvdr
39. 39. Рябов, В. В., и Хаванов, Е. И. (2008b). Общество и молодежь: историческое наследие, политика, гражданственность, патриотизм. Москва: МГПУ.
40. 40. Рябов, В. В., Холоднова, Л. Ф., Васильев, И. А., Москалев, Г. Г., и Захарова, И. Н. (2008b). Современное состояние воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях города Москвы: мониторинговое исследование. Москва: МГПУ.
41. 41. Рябов, В. В. и др. (2003c). Модернизация системы московского образования: по материалам мониторинга участников авг. мероприятий 2001–2002 гг. (отв. ред. Л. Е. Курнешова). Москва: Школьная книга.
42. 42. Курнешова, Л. E., Лисов, В. И., Рябов, В. В., и Пищулин, Н. П. (ред.) (2006). Городская целевая программа развития образования «Столичное образование – 4»: интеграция деятельности региональных высших учебных заведений по ее реализации. Материалы круглого стола, состоявшегося 24 авг. 2005 г. в Москве (отв. ред. Л. Е. Курнешова). Москва: МГПУ.
43. 43. Рябов, В. В., и Фролов, Ю. В. (2010). Статус педагогического работника: состояние, проблемы, перспективы. Материалы заседания круглого стола, 11 марта 2010 г. (с. 73–80). Москва: АТиСО.
44. 44. Рябов, В. В. и др. (2000). Дошкольное образование в Москве: мнение педагогов и родительской общественности о состоянии и перспективах развития дошкольного образования. Информационно-аналитические материалы. Москва: Школьная книга.
45. 45. Рябов, В. В., Холоднова, Л. Ф., Васильев, И. А., Демидов, Е. А. и др. (2008c). Актуальные аспекты современного состояния дошкольного образования в московском мегаполисе (мониторинговое исследование). Москва: МГПУ.
46. 46. Рябов, В. В. и др. (1999a). Профессиональная и социально-психологическая адаптация молодых учителей Юго-Западного учебного округа Москвы. Информационно-аналитические материалы результатов экспресс-анализа комплексного исследования. Москва: МГПУ.
47. 47. Рябов, В. В. и др. (2002a). Мотивация студентов МГПУ к педагогической деятельности: мониторинг мнений студентов первого курса и старшекурсников. Москва: МГПУ.
48. 48. Рябов, В. В. и др. (2004). Состояние обеспечения педагогическими кадрами учреждений системы образования города Москвы (по материалам анализа стат. данных социол. исслед.). Москва: МГПУ.
49. 49. Рябов, В. В. (2009). Региональная модель подготовки учителя (на примере МГПУ). Москва: МГПУ.
50. 50. Ануфриев, С. В., Васильев, И. А., Захарова, И. Н., Москалев, Г. Г., Рябов, В. В., Холоднова, Л. Ф. и др. (сост.) (2007). Ключевые проблемы кадрового обеспечения образовательных учреждений города Москвы. Информационно-аналитические материалы (рук. проекта В. В. Рябов; отв. ред. Е. С. Кушель). Москва: Школьная книга.
51. 51. Рябов, В. В., Акимова, Л. В., Холоднова, Л. Ф., Васильев, И. А., Москалев, Г. Г., Захаров, И. Н., и Демидов, Е. А. (2007a). Профессиональное становление молодых педагогов в московских школах. Москва: Школьная книга.
52. 52. Рябов, В. В., Холоднова, Л. Ф., Васильев, И. А., Москалев, Г. Г., Захаров, И. Н., Акимова, Л. В., и Демидов, Е. А. (2007b). Профессиональное становление молодых педагогов-выпускников МГПУ в московских школах: мониторинговое исследование. Москва: МГПУ.
53. 53. Рябов, В. В., Пищулин, Н. П., Иванова, М. А. и др. (2002b). Молодой учитель 1999–2002: проблемы, адаптация, становление. Москва: МГПУ.
54. 54. Рябов, В. В., Пищулин, Н. П., Холоднова, Л. Ф., Васильев, И. В., Москалев, Г. Г., и Захаров, И. Н. (2006). Актуальные вопросы целевой контрактной подготовки специалистов с высшим педагогическим образованием (социологические аспекты). Информационно-аналитические материалы МГПУ. Москва: МГПУ.
55. 55. Борисова, М. М., Любченко, О. А., и Львова, А. С. (сост.) (2016). Подготовка менеджеров для системы столичного образования: опыт и перспективы. Материалы серии круглых столов «Опыт и перспективы подготовки менеджеров для системы столичного образования» (науч. конс.: В. В. Рябов, и А. И. Савенков). Москва: Перо. https://elibrary.ru/item.asp?id=26411727
56. 56. Рябов, В. В., и Пищулин, Н. П. (1999). Столичное образование на рубеже XXI века в оценке педагогической общественности. Спец. вып. информ.-аналит. материалов к гор. научн.-практ. конф. (по опросу в июле – августе 1999 г.) (под ред. Л. П. Кезиной). Москва: МГПУ.
57. 57. Рябов, В. В., Пищулин, Н. П. и др. (1998). Мониторинг столичного образования: мнения, оценки, ожидания участников авг. совещаний пед. общественности Москвы. Инф.-аналит. бюллетень (отв. ред. Л. Е. Курнешова). Москва: Центр инноваций в педагогике.
58. 58. Рябов, В. В., Романова, Е. С., Решетина, С. Ю., и Кошкина, Е. А. (1997). Портрет выпускника московской школы – 97. Москва. https://elibrary.ru/item.asp?id=32416494
59. 59. Рябов, В. В., и Пищулин, Н. П. (отв. ред.) (1996). Роль управленческих кадров в реформировании системы образования г. Москвы. Москва: МГПУ.
60. 60. Рябов, В. В., Пищулин, Н. П., Таллин, Е. Н. и др. (2001). Московская система образования. Материалы мониторинга участников город. август. мероприятий 1999–2000 гг. (под ред. Л. П. Кезиной). Москва: Школьная книга.
61. 61. Рябов, В. В., Пищулин, Н. П., Холоднова, Л. Ф., Захарова, И. Н., Москалев, Г. Г., и Васильев, И. А. (2003d). Эффективность выполнения основных функций образовательными учреждениями города Москвы (мониторинг мнений старшеклассников, родителей, учителей и руководителей школ). Москва: МГПУ.
62. 62. Рябов, В. В., Пищулин, Н. П., Ермаченко, Л. И. и др. (1999b). Взаимодействие высшей и средней школы столичного региона: мнения, проблемы, оценки рук. и пед. кадров вузов и общеобразоват. учреждений Москвы. Москва: МГПУ.
63. 63. Рябов, В. В., Холоднова, Л. Ф., Васильев, И. А., Москалев, Г. Г., Захарова, И. Н., Акимова, Л. В., и Демидов, Е. А. (2007c). Мониторинг мнений педагогической и родительской общественности по вопросам развития образования в регионах России. Москва: МГПУ.
64. 64. Рябов, В. В., Пищулин, Н. П., Пищулин, С. Н., Захариков, А. Н. и др. (2007d). Общественная мониторинговая оценка деятельности образовательных учреждений и учебных округов в 2006 году: критерии, методики и результаты. Москва: МССО; МГПУ.
65. 65. Рябов, В. В., и Пищулин, Н. П. (ред.) (2000). Пять шагов в будущее: к пятилетию МГПУ. Cб. ст. Москва: МГПУ.
66. 66. Рябов, В. В., и Пищулин, Н. П. (2002). Концепция развития Московского городского педагогического университета на 2001–2010 годы. Москва: МГПУ.
67. 67. Рябов, В. В., Пищулин, Н. П., Кириллов, В. В., Галаган, А. А., Корнилов, В. А., Хаванов, Е. И., и Чадина, И. Н. (2005). Историки Московского городского педагогического университета: к 10-летию МГПУ (юбил. изд.), 1995–2005. Биогр. сб. Москва: МГПУ.
68. 68. Чернова, М. Н. (2011). История Московского городского педагогического института им. В. П. Потемкина (1933–1960) (отв. ред. В. В. Рябов). 2-е изд., испр. Москва: МГПУ. https://elibrary.ru/item.asp?id=24058594
69. 69. Рябов, В. В., Сорокин, А. А., Шаповал, В. В. и др. (2017). Общие тенденции и перспективы развития социально-гуманитарного образования в российской школе. Монография (науч. ред.: И. М. Реморенко, и В. В. Рябов). Москва: МГПУ. https://elibrary.ru/item.asp?id=29857200
70. 70. Сорокин, А. А., Калабухова, Г. В., Половникова, А. В., Шаповал, В. В., Гореев, А. М., и Нидерман, И. А. (2021). Социально-гуманитарное образование и модели организации социокультурной практики студентов. Монография (науч. ред. В. В. Рябов). Москва: Книгодел. https://elibrary.ru/item.asp?id=44844334
71. 71. Романова, Е. С., Рябов, В. В., и Кезина, Л. П. (ред.) (2001). Энциклопедия истории психологии: в 5 т. Т. 1: Развитие психологических знаний с древнейших времен до конца античности. Москва: Школьная книга: Московские учебники.
72. 72. Романова, Е. С., Рябов, В. В., и Кезина, Л. П. (ред.) (2003). Энциклопедия истории психологии: в 5 т. Т. 2, ч. 1: Развитие психологических знаний в эпоху средних веков и в начале Нового времени. Москва: Школьная книга; Московские учебники.
73. 73. Романова, Е. С., Рябов, В. В., и Кезина, Л. П. (ред.) (2004). Энциклопедия истории психологии: в 5 т. Т. 2, ч. 2: Развитие психологических знаний в эпоху Средних веков и в начале Нового времени. Москва: Школьная книга; Московские учебники.
74. 74. Романова, Е. С., Рыжов, Б. Н., Рябов, В. В., и Кезина, Л. П. (ред.) (2005). Энциклопедия истории психологии: в 5 т. Т. 3, кн. 1: XIX век (завершение философского периода развития психологии и начало ее существования как экспериментальной науки). Москва: Школьная книга; Московские учебники.
75. 75. Романова, Е. С., Рыжов, Б. Н., Рябов, В. В., и Кезина, Л. П. (ред.) (2007). Энциклопедия истории психологии: в 5 т. Т. 3, кн. 2: XIX век (завершение философского периода развития психологии и начало ее существования как экспериментальной науки). Москва: Школьная книга; Московские учебники.
76. 76. Романова, Е. С., Рыжов, Б. Н., Рябов, В. В., и Кезина, Л. П. (ред.) (2008). Энциклопедия истории психологии в 5 т. Т. 4, кн. 1: Первая половина XX века (эпоха школ психологии). Москва: Школьная книга; Московские учебники.
77. 77. Романова, Е. С., Рыжов, Б. Н., Рябов, В. В., Кезина, Л. П., и Хасимбаев, Ш. Р. (ред.) (2010). Энциклопедия истории психологии в 5 т. Т. 4, кн. 2: Первая половина XX века (эпоха школ психологии). Москва: Школьная книга; Московские учебники.
78. 78. Носков, И. А., и Рябов, В. В. (2020). Социальные науки о масштабе и зрелости личности. В: Рябов, В. В., Козловская, Г. Е., и Корнилова, О. А. (ред.). Человек — картина мира: этнический аспект. Коллективная монография (с. 7–17). Самара: Порто-принт. https://elibrary.ru/qmirew
Скачать файл .pdf 519.58 кб