Главная Выпуски № 17(4)

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РАБОТНИКОВ МЕЛИОРАЦИИ

Проблемы профессиональной подготовки , УДК: 159.9; 378 DOI: 10.25688/2076-9121.2023.17.4.07

Авторы

  • Паутова Людмила Евгеньевна кандидат психологических наук

Аннотация

Актуальность исследования определяется тем, что на современном этапе социально-экономического развития общества отмечается повышенный интерес к проблемам профессионального развития и саморазвития работников любой отрасли и сферы деятельности, поскольку это является основой для формирования профессиональных компетенций современных работников, в том числе и мелиорации. Цель исследования: определить совокупность психодиагностических методик для исследования особенностей профессионального развития работников мелиорации в условиях дополнительного образования. В исследовании применялись следующие методы: теоретический, логический метод, системный анализ, обобщения. Результаты: определен комплекс психодиагностических методик для исследований особенностей профессионального развития взрослого как субъекта образования; выявлены показатели профессионального развития работника мелиоративной отрасли. Исследование имеет следующую научную значимость: впервые была разработана и апробирована методика оценки интегральных показателей профессионального развития работников мелиоративных организаций, позволяющая выявлять и определять стадии, стимулы, факторы их профессионального развития. Практическая значимость исследования: впервые была разработана методика, направленная на выявление группы показателей, характеризующих особенности профессионального развития работников мелиоративной отрасли: социально-экономические — профессионально-квалификационные требования (образовательный уровень работника, его квалификационная подготовка, возраст, гендер); профессионально-личностные и социально-психологические — цели, мотивы, стимулы, субъективные факторы, связанные с личностью специалиста, и отраслевые — объективные факторы профессионального развития. Результаты исследования целесообразно использовать в целях совершенствования процесса реализации программ дополнительного профессионального образования (ДПО) для отраслевых работников. Это позволит своевременно 1) отслеживать изменения в самом образовательном процессе и результатах личностно-профессионального развития работников мелиорации в рамках программ ДПО; 2) определять тенденции профессионального развития работников; 3) выявлять, учитывать требования потенциального запроса на программы дополнительного образования; 4) разрабатывать и внедрять комплексную программу по профессиональному мастерству работников отрасли и 5) системного мониторинга диагностики их уровня профессионального развития.

Как ссылаться

Паутова, Л. Е. (2023). ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РАБОТНИКОВ МЕЛИОРАЦИИ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», № 17(4), 116. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.4.07
Список литературы
1. 1. Союз ДПО (2015). Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 г. http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095
2. 2. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (2018, 2 марта). Стратегия развития аграрного образования в Российской Федерации до 2030 г. http://www.bsaa.edu.ru/sveden/files/Strategiya_AO.pdf
3. 3. Загвязинский, В. И., и Атаханов, Р. (2012). Методология и методы психолого-педагогического исследования. Учебник. 7-е изд., испр. Москва: Академия. 208 с.
4. 4. Роговин, М. С., и Залевский, Г. В. (2013). Теоретические основы психологического и патопсихологического исследования. Избранные труды: в 6 томах. Том 1: Теория и методология психологического исследования. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета. 264 с.
5. 5. Фетискин, Н. П., Козлов, В. В., и Мануйлов, Г. В. (2002). Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Учебное пособие. Москва: Из-во Института Психотерапии, 339 с.
6. 6. Циулина, М. В. (2015). Методология психолого-педагогических исследований. Учебное пособие. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та. 239 с.
7. 7. Ананьев, Б. Г. (1980). Избранные психологические труды. Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. Москва: Педагогика. 340 с.
8. 8. Ананьев, Б. Г. (1996). Психология и проблемы человекознания. Москва; Воронеж. 384 с.
9. 9. Кузьмина, Н. В., и Жаринова, Е. Н. (2018). Методы исследования образовательных систем. Монография. Под ред. Н. М. Жаринова. Санкт-Петербург: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований». 164 с.
10. 10. Лисовский, В. Т. (2000). Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. Учебное пособие. Санкт-Петербург: СПбГПУ. 508 с.
11. 11. Семенов, В. Е. (2009). Анализ и интерпретация данных в социологии. Учебное пособие. Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та. 132 с.
12. 12. Ядов, В. А. (1987). Социологическое исследование: методология, программа, методы. Москва: Наука. 248 с.
13. 13. Поваренков, Ю. П. (1999). Профессиональное становление личности. Автореферат дис. ... д-ра психол. наук. Ярославский гос. пед. ун-т. Москва.
14. 14. Могилевкин, Е. А. (2004). Психолого-акмеологическая диагностика и развитие карьерного потенциала личности. Акмеология, 4, 47–54.
15. 15. Зеер, Э. Ф. (2015). Теоретико-прикладные основания психологии профессионального развития. Монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та. 194 с.
16. 16. Шадриков, В. Д. (1976). Психология производственного обучения. Ярославль: Верхне-Волжское книжное изд-во.
17. 17. Головей, Л. А., Данилова, М. В., Рыкман, Л. В., Петраш, М. Д., Манукян, В. Р., Леонтьева, М. Ю., и Александрова, Н. А. (2015). Профессиональное развитие личности: начало пути (эмпирическое исследование). Санкт-Петербург: Нестор-История. 336 с.
18. 18. Кабанова, А. В. (2014). Факторы профессионального становления личности. Вестник КрасГАУ, 1, 203–207.
19. 19. Петраш, М. Д. (2011). Психологическое содержание и факторы возникновения кризисов профессионального развития на этапе начала профессиональной деятельности. Экспериментальная психология, т. 4, 4, 88–100.
20. 20. Петраш, М. Д. (2017). Факторы профессионального развития в структуре позитивного функционирования у взрослых с разным уровнем образования. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2(5), 79–85.
21. 21. Поваренков, Ю. П. (2006). Индивидуально-психологическое содержание профессионально важных качеств субъекта труда. Вестник ТГПУ, 2(53), 22–27.
22. 22. Шадриков, В. Д. (2013). Психология деятельности человека. Москва: Институт психологии РАН. 464 с.
23. 23. Ефанова, Н. А. (2011). Профессиональное развитие управленческих кадров агропромышленного комплекса. Вестник БГТУ им. В. Г. Шухова, 3, 171–174.
24. 24. Антонов, В. Н. (2015). Личностное и профессиональное развитие человека на основе кибернетично-математических принципов. Акмеология, 3, 22–28.
25. 25. Гибельгауз, О. С., и Крутский А. Н. (2016). Психодидактические пакетные технологии обучения. Монография. Барнаул: АлтГПУ. 182 с.
26. 26. Замаховский, М. П., Капустина, Т. А., Ольгаренко, Г. В. и др. (2022). Образовательные вызовы и драйверы кадров орошаемого земледелия РФ. Под ред. Г. В. Ольгаренко, А. А. Угрюмовой. Москва: Русайнс. 198 с.
27. 27. Паутова, Л. Е. (2023). Профессиональное развитие работников мелиорации в условиях дополнительного образования. Монография. Москва: Русайнс, 158 с.
28. 28. Olgarenko, G. V., Ugryumova, A. A., Pautova, L. E., & Ezhikova, T. S. (2019). Modern Problems in the Implementation of Supplementary Education Training for Specialists in the Russian´s Federation’s Reclamation Department. Espacios, Vol. 40, 8, 14.
29. 29. Olgarenko, G. V., Ugryumova, A. A., Zamakhovski, M. P., & Pautova, L. E. (2020). The personnel potential of the reclamation industry as a condition for its effectiveness. International Journal of Management, 11(7), 60–67.
30. 30. Райгородский, Д. Я. (2007). Психодиагностика персонала. Методика и тесты. Учебное пособие для факультетов: психологических, экономических и менеджмента: в 2 т. Т. 2. Самара: Бахрах-М. 560 с.
31. 31. Федеральный закон № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (2016, 03 июля). КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200485/4909dd0d67f280239be7370652ae60d8c02fe1a5/
32. 32. Приказ Ростехнадзора № 334 «Об утверждении Перечня областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики» (2020, 04 сентября). Министерство юстиции Российской Федерации. https://minjust.consultant.ru/documents/25841
33. 33. Трудовой кодекс РФ № 197-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от 15.07.2022) (2001, 30 декабря). КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/78f36e7afa535cf23e1e865a0f38cd3d230eecf0/
34. 34. Приказ Минтруда России № 1152н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по эксплуатации мелиоративных систем» (2014, 25 декабря). КонсультантПлюс. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174554/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/
35. 35. Ермолаев, О. Ю. (2006). Математическая статистика для психологов. Москва: Московский психологический институт, Флинта. 336 с.
Скачать файл .pdf 389.01 кб