Авторы
- Борусяк Любовь Фридриховна кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ, доцент НИУ ВШЭ. E-mail: lubovbor@gmail.com
Аннотация
В статье анализируется отношение субъектов литературного образования к преподаванию современной литературы в школе. Главными достоинствами использования современной литературы на уроках участники исследования считают ее актуальность, возможность сделать уроки более интересными, научить школьников самостоятельно анализировать тексты, не являющиеся каноническими. Статья основана на проведенных нами фокус-группах со школьниками и студентами, интервью с учителями литературы, а также на эссе студентов о современной литературе в школе.
Как ссылаться
Борусяк, Л. Ф. (2020). Нужна ли современная литература в школе: мнения участников образовательной деятельности Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», №3 (53), 19-32. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2020.53.3.02
Список литературы
1.
Асонова Е. А. Классика в зеркале современной литературы // Детские чтения. № 1 (2019). С. 307-315.
2.
Асонова Е. Не подсовывайте детям «Грозу», «Обломова» или «Евгения Онегина» // Вести образования. 18.09.2019. URL: https://vogazeta.ru/articles/2019/9/18/ teenager/9460-kak_uvlech_podrostkov_chteniem_uchenye_dali_pyat_sovetov_roditelyam (дата обращения: 15.01.2020).
3.
Бегларян Г. Когда литература стала современной и интересуется ли ей наше поколение? // Современный литературный поток в школьном образовательном процессе: сб. науч. ст. по итогам 1Х Междунар. науч.-практ. конф. «Педагогика текста -2017» / под ред. Т. Г. Галактионовой, Е. И. Казаковой. СПб.: ЛЕМА, 2018. С. 67-68.
4.
Борусяк Л. Ф. Классическая школа, неклассические дети // Чтение современного школьника: программное, свободное, проблемное: колл. моногр. / под ред. Е. С. Романичевой, Е. А. Асоновой. М.: Совпадение, 2016. С. 49-61.
5.
Борусяк Л. Школьная литература: почему ее не любят школьники. По результатам исследования российских школьников и студентов // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2017. Т. 125. № 3-4. С. 187-196.
6.
Галактионова Т. Г., Мокшина Ю. Л. Размышления старшеклассников о современной литературе. // Современный литературный поток в школьном образовательном процессе: сб. науч. ст. по итогам 1Х Междунар. науч.-практ. конф. «Педагогика текста - 2017». С. 20-21.
7.
Гаспаров М. Л. Столетие как мера, или Классика на фоне современности // Гаспаров М. Л. Филология как нравственность: статьи, интервью, заметки. М.: Фортуна ЭЛ, 2012. С.158-162.
8.
Гутов А. Г. Классическая и современная литература в школе // Литература в школе. 2016. № 6. С. 8-10.
9.
Кабанова К. Нужно ли изучать современную литературу в школе или школьное образование должно ограничиться классическими образцами? // Современный литературный поток в школьном образовательном процессе: сб. науч. ст. по итогам 1Х Междунар. науч.-практ. конф. «Педагогика текста - 2017». С. 69-70.
10.
10. Классика и классики в социальном и гуманитарном знании. М.: Новое литературное обозрение, 2009. 536 с.
11.
11. Ковалев Б. К вопросу о необходимости массового изучения современной литературы // Современный литературный поток в школьном образовательном процессе: сб. науч. ст. по итогам 1Х Междунар. науч.-практ. конф. «Педагогика текста - 2017».
12.
С. 71-73.
13.
12. Ланин Б. А. Современная литература в школе XXI века // Проблемы современного образования. 2010. № 5. С. 55-60.
14.
13. Павловец М. Г. Литература в школе: сочинение предмета // Новый мир. 2018. № 11. С. 170-178.
15.
14. Павловец М. Г. Формирование историзма восприятия произведений словесности и современная литература // Чтение современного школьника: программное, свободное, проблемное: колл. моногр. / под ред. Е. С. Романичевой, Е. А. Асоновой. М.: Совпадение, 2016. С. 61-72.
16.
15. Пугач В. Е., Лебедева С. С., Раппопорт Р. В. Список - учитель. Учитель -ученик. Список - ученик. По следам работы проектной группы // На путях к новой школе. 2012. № 2. С. 89-93.
17.
16. Раппопорт Р. В. Современный литературный поток в читательских проектах (на материале образовательного атласа «100 проектов про чтение - 2017») // Современный литературный поток в школьном образовательном процессе: сб. науч. ст. по итогам 1Х Междунар. науч.-практ. конф. «Педагогика текста - 2017». С. 48-50.
18.
17. Романичева Е. С. «Современная литература не входит в круг чтения школьников»: миф и/или реальность? // Современный литературный поток в школьном образовательном процессе: сб. науч. ст. по итогам 1Х Междунар. науч.-практ. конф. «Педагогика текста - 2017». С. 51-53.
19.
18. Хобсбаум Э. Эпоха крайностей: Короткий двадцатый век (1914-1991). М.: Независимая газета, 2004. 632 с.