"Сад расходящихся тропок": о разных способах освоения канона в школьных образовательных практиках

В статье представлено описание инновационных педагогических практик, кото­рые предлагаются учителями-словесниками. В процессе анализа выявлен общий принцип этих практик: они выстроены от ученика как субъекта образовательного процесса и направлены на развитие его субъектности. В рассмотренных практиках внимание учителя акцентируется на процессе чтения текста учеником, разных спосо­бах фиксации его впечатления о прочитанном, а также на возможных путях […]

Роль этнокультурных традиций в эколого-художественной деятельности детей

В статье освещен ряд культурных традиций славянских народов, дается их пере­осмысление в контексте современной экологической и художественной деятельности детей. На основе методологии отечественной школы традиционалистики делается вывод о том, что этнокультурные традиции предшествующих поколений заложили фундамент современного художественного направления «артсайклинг». Результаты анкетирования московских школьников свидетельствуют об их готовности к подобной эколого-худо-жественной деятельности, понимаемой детьми как […]

Мотивация успеха старшеклассников с различными формами интеллектуальной недостаточности

В статье представлены результаты исследования уровня мотивации достиже­ния успеха у старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а именно с легкой и умеренной степенью умственной отсталости. Обнаружена прямая зависимость уровня мотивации от познавательной активности обучающихся, а также обратная зависимость от уровня их тревожности и гнева.

Динамические аспекты становления Я-антиидеального у субъектов с легкой умственной отсталостью

В статье рассмотрены динамические аспекты становления Я-антиидеального у лиц юношеского и взрослого возраста с нарушением интеллекта. Представленная структура Я отвечает за формирование отрицательных прообразов в самосозна­нии, связанных с нежеланием субъекта походить во внешнеповеденческой реализа­ции и во внутреннем содержательном наполнении установок, стремлений, позиций на данный прообраз. При исследовании конструкта «Я-антиидеальное» посредством релевантных методик возможно его феноменологическое […]

Территориальная мобильность обучающихся в фокусе ключевых тенденций развития московского образования

В статье анализируются объективные и субъективные факторы повседневной образовательной мобильности детского населения Москвы, проводится ретроспектив­ный анализ образовательной политики столицы в контексте влияния на передвижения обучающихся и их семей с целью получения образования.