Главная страница Архив Анализ склонностей и интересов современных московских младших школьников

Анализ склонностей и интересов современных московских младших школьников

Страницы молодых ученых , УДК: 373.31 DOI: 10.25688/2076-9121.2021.57.3.13

Авторы

  • Борисова Сайаана Владимировна

Аннотация

Аннотация. В статье представлены результаты исследования основных предпоч­тений современных московских младших школьников, выявленных с помощью мето­дики оценивания степени выраженности детских интересов и склонностей в восьми сферах деятельности. Материал статьи получен путем эмпирического исследования интересов и склонностей современных московских младших школьников по методике «Палитра интересов». Цель исследования — определение степени дифференцированности интересов современных московских младших школьников, сфер деятельности, наиболее привлекательных для них, а также динамика детских интересов от первого класса к четвертому. В качестве рабочих гипотез выступали следующие предполо­жения: интересы большинства московских младших школьников четко выражены и хорошо дифференцированы; для большинства московских младших школьников характерна концентрация интересов на определенных сферах деятельности (детей, которым интересно все, в процентном отношении мало, в пределах погрешности); у младших школьников четвертых классов ярче, чем у детей первых и вторых классов будут выражены интересы к коммуникативной сфере (выпускники начальной школы вступают в период предподросткового возраста, где социальные взаимодействия и общение постепенно выходят на первый план); есть ли различия в доминирую­щих интересах у московских младших школьников разного пола (мальчиков и де­вочек). В результате сбора данных в рамках проводимого исследования были рас­считаны результаты описательной статистики как по отдельным сферам интересов, так и по школам, классам и полу обучающихся. Все статистические данные пред­ставлены в виде графика «Ящик с усами», который способен отражать в сжатом виде, без потерь, большой объем данных. Научная и практическая значимости пред­ставленного материала заключаются в обширных возможностях его использования для проектирования и целенаправленного совершенствования процесса обучения в современной начальной школе, а также повышения адресности дополнительного образования. Использованная нами диагностическая методика экономична, дискрими­нанта и может быть применена в качестве вспомогательного инструмента для работы с младшими школьниками для коррекции содержания, форм организации, методов и средств обучения.
Список литературы
1. Абрамова М. Г. Учебные интересы учащихся четвертого класса как мотивационный механизм развития их познавательных способностей // Развитие познаватель­ных способностей младших школьников: материалы VI Научно-практиче­ской конференции преподавателей и студентов (Москва, 6 ноября 2018 г.) / под общ. ред. Т. В. Зотовой; Московский педагогический государственный университет. М., 2019. С. 6-9.
2. Ананьев Б. Г. Познавательные потребности и интересы // Ученые записки ЛГУ. Психология. 1959. Вып. 16. № 265. С. 41-60.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педа­гогика, 1991. 480 с.
4. Гордеева Т. О. От чего зависит желание младших школьников учиться? Структура предметной мотивации школьников, обучающихся в рамках разных образова­тельных систем / Т. О. Гордеева и др. // Вестник Российского фонда фундамен­тальных исследований. 2019. № 4 (104). С. 31-40. DOI: 10.22204/2410-4639-2019-104-04-N1-N2
5. Иванова Н. В., Калюлина В. А., Минаева Е. В. Эффективные средства и приемы формирования познавательного интереса у младших школьников // Перспек­тивы Науки и Образования (Международный электронный научный журнал). 2017. № 6 (30). С. 70-73.
6. Калабина И. А., Окаева Е. В. Особенности читательских интересов детей млад­шего школьного возраста, воспитывающихся в семьях с различным социокуль­турным статусом // Комплексные исследования детства. Т. 2. № 2. С. 127-134. DOI: 10.33910/2687-0223-2020-2-2-127-134
7. Максакова А. Н. Теоретический аспект влияния гендерных особенностей млад­ших школьников на развитие мотивации в учебном процессе // Наука сегод­ня: фундаментальные и прикладные исследования: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Вологда, 27 сентября 2017 г.): в 2 ч. Вологда: Маркер, 2017. С. 75-77.
8. Репкина С. И. Познавательный интерес: понятие, структура, этапы формирования у младших школьников // Вестник Саратовского областного института развития образования. № 4 (16). 2018. С. 12-15.
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000. 712 с. (Серия «Мастера психологии»).
10. Савенков А. И. Методика диагностики детских интересов для педагогов и родителей «Палитра интересов» // Известия Института педагогики и психологии образо­вания. 2021. № 1. С. 64-68.
11. Струнгис И. Г. Динамика исследовательских интересов младших школьников через призму исследовательской деятельности // Научно-практическое об­разование, исследовательское обучение, STEAM-образование: новые типы образовательных ситуаций: сб. докл. IX Междунар. науч.-практ. конф. (Моск­ва, 08-10 февраля 2018 г.) / под ред. А. С. Обухова. Москва: Межрегиональ­ное общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2018. С. 69-71.
12. Чиркова Е. В. Формирование интересов у детей дошкольного возраста как основа инновационного развития современного общества // Инновационное разви­тие Российской экономики: мат-лы X Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 25-27 октября 2017 г.). М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2017. С. 129-131.
13. Ainley M. Connecting with learning: Motivation, affect and cognition in interest proces­ses // Educational Psychology Review. 2006. Vol. 18. № 4. Р. 391-405. DOI: 10.1007/ s10648-006-9033-0
14. Bian L., Leslie S. J., Cimpian A. Gender stereotypes about intellectual ability emerge early and influence children's interests // Science. 2017. Vol. 355. № 6323. Р. 389-391. DOI: 10.1126/science.aah6524
15. Coffield F. Learning styles and pedagogy in post-16 learning / F. Coffield et al. Learning & Skills Research Centre. London, England, 2004. 182 p.
16. Harp S. F., Mayer R. E. The role of interest in learning from scientific text and illustra­tions: On the distinction between emotional interest and cognitive interest // Journal of educational psychology. 1997. Vol. 89. № 1. С. 92. DOI: 10.1037/0022-0663.89.1.92
17. Hedges H., Cullen J., Jordan B. Early years curriculum: Funds of knowledge as a con­ceptual framework for children's interests // Journal of Curriculum Studies. 2011. Vol. 43. № 2. С. 185-205. DOI: 10.1080/00220272.2010.511275
18. Pashler H. Learning Styles: Concepts and Evidence / H. Pafhler et al. // Psychologi­cal Science in the Public interest. 2008. № 3. Р. 105-119. DOI: 10.1111/j.1539-6053.2009.01038.x
19. Savenkov A. I., Gavrilova O. Ya. Gender characteristics of primary school students' success in solving tasks in the context of varying extrinsic motivational attitudes // Revista on line de politica e gestao educacional. Editorial v. 25, n. esp. 1, mar. 2021. Educacao e pesquisa. P. 673-691. DOI: 10.22633/rpge.v25iesp.1.15006
20. Sternberg R. J., Grigorenko E. L., Zhang Li-Fang. Styles of Learning and Thinking Matter in Instruction and Assessment // Perspectives on Psychological Science. 2008. № 6. Р. 486-506. DOI: 10.1111/j.1745-6924.2008.00095.x