Главная Выпуски № 3 (57)

Мотивация к профессиональной и учебной деятельности как фактор, влияющий на качество образования

Проблемы профессиональной подготовки , УДК: 378.1 DOI: 10.25688/2076-9121.2021.57.3.07

Авторы

  • Надточий Юлия Борисовна кандидат педагогических наук, доцент
  • Ивашова Валентина Анатольевна кандидат социологических наук, доцент

Аннотация

Аннотация. Актуальность проведенного исследования обусловлена тем, что в современном обществе постоянно меняются (трансформируются) требования к ка­честву образования. При этом можно отметить многосторонность данных требова­ний — требования задаются и определяются со стороны государства, со стороны учащихся, со стороны руководства образовательной организации, со стороны про­фессорско-преподавательского состава, со стороны работодателей и т. д. На качество образования влияет масса разнообразных факторов (внешних и внутренних), и одним из них является мотивация как педагогов (мотивация учителей, преподавателей к про­фессиональной деятельности), так и самих обучающихся (мотивация учеников, сту­дентов к учебной деятельности). Таким образом, целью проведенного исследования стало изучение мотивации как фактора, влияющего на качество образования. В связи с распространением коронавируса образовательные организации были вынуждены перейти на дистанционную форму обучения, поэтому в рамках исследования были выявлены особенности мотивации как при традиционной форме обучения (офлайн), так и при новой (дистанционной) форме обучения (онлайн). В статье представлены ре­зультаты различных опросов, изучающих мнение как преподавателей, так и студентов о том, что их мотивирует к профессиональной и учебной деятельности при исполь­зовании разных форм обучения. Полученные результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод (и подтверждают существующие выводы проведенных ранее исследований) о том, что такой фактор как мотивация не только нуждается в пристальном внимании, но и должен постоянно изучаться как главная составляющая эффективной деятельности (профессиональной и учебной).

Как ссылаться

Надточий, Ю. Б. & Ивашова, В. А. (2021). Мотивация к профессиональной и учебной деятельности как фактор, влияющий на качество образования Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», № 3 (57), 131-147. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2021.57.3.07
Список литературы
1. Беляева О. Г. Мотивация успеха старшеклассников с различными формами интеллек­туальной недостаточности // Вестник МГПУ Серия «Педагогика и психология». 2020. № 2. С. 114-120. DOI: 10.25688/2076-9121.2020.52.2.11
2. Бондаренко Н. В., Красильникова М. Д., Лысова Т. С. Оценка общеэкономиче­ских условий на предприятиях и спроса на рабочую силу. Наем на работу вы­пускников основных профессиональных образовательных программ в условиях кризиса // Мониторинг экономики образования. Информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2016. № 9 (98). 48 с.
3. Вачкова С. Н., Айгунова О. А. Подготовка специалистов по оценке и мониторингу образовательных результатов в системе общего образования // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2018. № 1. С. 20-29.
4. Надточий Ю. Б., Суров Д. Н. Инновационные подходы к мотивации персонала в современных условиях // Экономические системы. 2020. Т. 13. № 4 (51). С. 74-84. DOI: 10.29030/2309-2076-2020-13-4-74-84
5. Панасюк В. П., Третьякова Н. В. Качество образования: инновационные тенденции и управление: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. 201 с.
6. Плаксий С. И. Высшее образование: вызовы и ответы. М.: Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2014. 604 с.
7. Пухальский В. А., Геращенко Е. К. Мониторинг качества подготовки специа­листов // Повышение качества подготовки специалистов в МГУПИ: мат-лы 5-й Науч.-метод. конф. М., 2010. С. 77-88.
8. Рудаков В. Н. Мотивация работы преподавателем вуза и приверженность профес­сии // Информационный бюллетень серии «Мониторинг экономики образова­ния». 2018. № 16 (82).
9. Рудаков В. Н. Навыки и компетенции, приобретаемые студентами во время обучения в вузе: соответствие потребностям рынка труда // Информационный бюллетень серии «Мониторинг экономики образования». 2018, № 13 (79).
10. Сальникова Т. С. Государственное регулирование предпринимательской дея­тельности в сфере образования: проблема обеспечения качества и конкурен­тоспособности // Экономические системы. 2020. Т. 13. № 3 (50). С. 66-69. DOI: 10.29030/2309-2076-2020-13-3-66-69
11. Суров Д. Н. Опыт реализации смешанного обучения в образовательной организа­ции // Инновационные направления интеграции науки, образования и произ­водства: сб. тезисов докладов участников II Междунар. науч.-практ. конф. (Керчь, 19-23 мая 2021 г.). Керчь: КГМТУ, 2021. С. 734-736.
12. Тимошкина Н. А. Система мотивации и стимулирования как одна из стратегий управления персоналом в организации // Мультикультуральная современность: Урал - Россия - Мир: мат-лы XII Всерос. науч.-практ. конф. Гуманитарного университета: доклады: в 2 т. Т. 2. Екатеринбург, 2009. С. 722-725.
13. Baklanov I. Social trends for increasing satisfaction with the educational services of a mo­dern university / I. Baklanov et al. // Quality — Access to Success. 2020. № 21 (179). Р. 88-90.
14. Brennan A. Differentiation through choice as an approach to enhance inclusive prac­tice // REACH Journal of Special Needs Education in Ireland. 2019. № 32 (1). Р. 11-20.
15. Deming W. E., Orsini J., Cahill D. D. The Essential Deming: leadership principles from the father of quality. NY, McGrow-Hill, 2012. 337 p.
16. Gritsay D. Labour safety culture as a value orientation in the agro-specialist's professional profile / D. Gritsay et al. // E3S Web of Conferences. 2021. № 244 (11039).
17. Nadtochiy Yu. B. Educational Process Quality from the Viewpoint of Future Innovators and Engineers // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2019. Vol. 10. № 4. P. 1176-1181. DOI: 10.14505//jarle.v10.4(42).17
18. Simonson, M., Berg, G. A. Distance learning // Encyclopedia Britannica. 2016. Novem­ber 7. URL: https://www.britannica.com/topic/distance-learning
19. Williams K., Williams C. Five key ingredients for improving motivation // Research in Higher Education Journal. 2011. № 11. Р. 1-23.
20. Winter J. W. Performance and motivation in a middle school flipped learning course // TechTrends. 2017. № 62. Р. 176-183.
Скачать файл .pdf 431.76 кб